Ботагоз Омар Ассоциация застройщиков Казахстана (АЗК) решила отказаться от доллара как от средства платежа или эквивалента при строительстве и реализации недвижимости. При этом для снижения себестоимости квадратного метра они делают акцент на приобретении отечественных строительных материалов
Ассоциация сообщила, что теперь цены на новое жилье членами АЗК будут устанавливаться только в национальной валюте, чего также будут требовать от других участников рынка. Ассоциация намеревается пересмотреть отношения с поставщиками строительных материалов и услуг с целью стимулировать последних на повышение приоритета национальной валюты. С аналогичным обращением АЗК, члены которой занимают в коммерческом жилищном строительстве более 60 процентов рынка в Казахстане и 80 процентов рынка в Астане, намерена обратиться к правительству в целях оказания содействия в пересмотре политики поставщиков строительных материалов и других заинтересованных субъектов рынка недвижимости. Однако здесь возникает вопрос: насколько производство строительных материалов в стране покрывает внутренний спрос. Рассмотрим его сквозь призму производства цемента в Казахстане, который обычно называют “строительным хлебом”. По данным комитета промышленности МИНТ РК, доля цемента отечественного производства на рынке Казахстана по итогам 2013 года превысила 80 процентов (произведено 6,2 миллиона тонн, импортировано 1,6 миллиона тонн, экспортировано 80,7 тысячи тонн). И это без учета новых производств. В принципе, эти цифры внушают оптимизм, что застройщики могут обойтись отечественными стройматериалами. Но с волатильностью на валютном рынке производители строительных материалов ведут себя по-разному: кто-то закрылся, прямо скажу, кто-то выжидает, что будет дальше, и не меняет цен, кто-то частично приостанавливает продажи, кто-то идет на убытки, а кого-то радует текущая ситуация: есть компании, которые продают строительные материалы за рубеж в валюте, сообщил “НП” руководитель крупнейшей строительной компании Казахстана, который пока предпочел остаться анонимным.
Подвести итоги по состоянию строительной отрасли Казахстана после девальвации эксперты намерены лишь после сентября. Пока же в АЗК утверждают, что делают все возможное, чтобы снизить уровень себестоимости при возведении объектов. Кстати, застройщики утверждают, что в сегодняшних реалиях уровень их прибыльности составляет не более 10-15 процентов. С этим не согласны операторы программы “Доступное жилье”. По словам представителей государственного сектора, предельная цена социального жилья для Астаны и Алматы составляет 200 тысяч тенге за квадратный метр с чистовой отделкой, для регионов - 165 тысяч тенге. Подчеркнем, это максимальная цена, некоторые застройщики вполне укладываются даже в меньшую стоимость, несмотря на то, что в эти затраты включены и благоустройство, и внутридомовые коммуникации, и чистовая отделка, и собственно заработок самой строительной компании. “Объявляя тендеры и заказывая строительство по этим ценам, мы убедились в том, что можно легко привлечь качественные компании. Мы строим жилье без посредников и видим его реальную себестоимость. Цену на жилье более высокой комфортности я считаю завышенной, особенно в Астане и Алматы. Я понимаю, что нужно учитывать и стоимость земельных участков, которые могут быть и в центре города, но я считаю, что у застройщиков должна быть нормальная маржа, а не 200-300 процентов”, - считает управляющий директор НК “НУХ “Байтерек” Сержан Мадиев. Здесь следует учитывать и то, что на первичный рынок недвижимости во многом влияет ситуация на “вторичке”, где стоимость квартир уже начала идти на убыль. Эксперты предрекают дальнейшее обесценивание объектов недвижимости как минимум до конца текущего года. Если эти прогнозы оправдаются, то застройщики будут вынуждены также отреагировать снижением стоимости нового жилья. Но если учесть, что маржа строителей составляет не менее 200-300 процентов (обоснования приведены выше), то они ни при каком сценарии в накладе не останутся. Пока темпы строительства наращиваются, вряд ли есть основания верить жалобам застройщиков на недополучение ими прибыли. Если бы ее реально не было, любой бизнес (а особенно в нашей стране, где крупные предприниматели привыкли ориентироваться на быстрый возврат инвестиций) попросту закрылся, заявив об отсутствии рентабельности.
Астана |