Ботагоз Омар Именно настолько вырастут налоги для малого и среднего бизнеса. Бизнесмены обращаются к народным избранникам с просьбой учесть их мнение при рассмотрении налоговых инициатив правительства. Оптимизация налоговых режимов, введение налога с продаж и розничного налога аукнется малому предпринимательству семикратным увеличением налогового бремени
Еще в июне текущего года на встрече с недропользователями заместитель председателя комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов РК Аргын Кипшаков говорил о том, что подходы правительства в фискальной политике кардинально меняются. “Когда мы в 2009 году принимали новый Налоговый кодекс, мы отталкивались от принципа - дать меньшую нагрузку для малого бизнеса, а для того, чтобы бюджет не потерял, увеличили нагрузку на недропользователей. Но сейчас мы видим, инвесторы не идут в отрасль (недропользования. - “НП”), да и малый бизнес не дал ожидаемого “выхлопа”. Поэтому как вариант можно увеличить бремя на МСБ, который сегодня платит по минимуму: по патенту - до двух процентов от оборота, по упрощенному налогообложению - три процента”, - отметил зампред комитета. Законодательные инициативы Кабмина в этом вопросе не заставили долго ждать. На текущей неделе представители бизнес-сообщества выступили с открытым обращением к спикеру мажилиса и лидерам партийных фракций с просьбой учесть мнение предпринимателей при принятии законов в сфере налоговой политики. В обращении, распространенном пресс-службой национальной палаты предпринимателей “Атамекен” по итогам общественных слушаний, указывается на необоснованное ужесточение налоговой политики и налогового, таможенного администрирования. “Бизнес-сообщество Республики Казахстан серьезно озабочено проводимой уполномоченными органами новой политикой налогообложения и налогового администрирования, которая, по сути, в современных условиях экономического развития ставит отечественное предпринимательство в неравные условия по сравнению с бизнесом в странах - членах ЕАЭС, а также снижает потенциальные возможности казахстанских бизнесменов стать конкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках”, - говорится в письме. Так, бизнес-сообщество задается вопросом, как возможно было без серьезных расчетов и проведения анализа возможных экономических и социальных последствий принять столь рискованные и потенциально негативные для экономики бизнеса решения - ввести налог с продаж со ставкой пять процентов (что соответствует примерно 20-25 процентам НДС), а также розничный налог со ставкой от 5 до 12 процентов, снизить в 10 раз пороговое значение постановки налогоплательщиков на учет по НДС (тем самым распространить этот налог на всех субъектов предпринимательства, в том числе и на микробизнес), увеличить более чем в 40 раз размер налога на добычу полезных ископаемых при добыче подземных вод, а также внедрить систему обязательного медицинского страхования (с обязательными отчислениями в размере двух процентов и ежегодным увеличением до пяти процентов) и обязательных пенсионных взносов работодателей (пять процентов от фонда оплаты труда), неоправданно увеличивающих финансовую нагрузку на бизнес. По расчетам палаты предпринимателей, только для субъектов малого бизнеса, составляющих более 90 процентов от общей численности предпринимательства в Казахстане, при снижении порога постановки на регистрационный учет по НДС увеличится налоговая нагрузка почти в два раза для более 500 тысяч малых предприятий, при введении пятипроцентного налога с продаж увеличится нагрузка в среднем в три раза. “В совокупности введение всех мер, связанных с оптимизацией налоговых режимов, введение налога с продаж и розничного налога будут стоить малому предпринимательству семикратного увеличения налогового бремени”, - резюмируется в тексте обращения.
Бизнесмены считают, что решение ввести сопроводительные накладные на импортные товары будет стоить значительного увеличения непроизводственных затрат для предпринимателей. А установление ответственности за непредоставление или нарушение сроков предоставления предварительной информации приведет к тому, что к ответственности необоснованно будут привлекаться перевозчики, увеличится число административных барьеров на границе, а также вырастут издержки при транспортировке грузов. Правительство уже давно не принимает никаких радикальных решений без согласования с Национальной палатой предпринимателей. Особенно когда речь идет об изменениях в экономической или финансовой сфере. В истории этих взаимоотношений уже было немало примеров, когда Кабмин уступал бизнес-сообществу, отодвигая сроки или корректируя свои действия. К примеру, переход на POS-терминалы для бизнесменов со специальным налоговым режимом сначала планировался на начало 2014 года, затем (под натиском профильных ассоциаций) он был перенесен на полгода - до 1 июля 2014 года, но после этот срок был вновь отодвинут на начало 2016 года. В этой ситуации возникает вопрос, почему НПП так поздно спохватилась, обращаясь не в правительство на стадии рассмотрения концепции законопроектов, а в парламент - и после того, как ряд приведенных выше нововведений уже был предложен депутатскому корпусу (так, законопроект “Об обязательном медицинском страховании” с прошлой недели уже рассматривается в мажилисе). Возможно, поводом для пересмотра решений бизнес-сообщества стала непростая ситуация в экономике страны, темпы которой заметно замедлились. Ведь за последние полтора года страна столкнулась с беспрецедентной девальвацией (вчера после утренней сессии на KASE средневзвешенный курс тенге составил 283,98 тенге за доллар, после чего в обменных пунктах курс доллара вплотную приблизился к 300 тенге). Конечно, все это в первую очередь сказывается на самочувствии отечественного бизнеса, для которого новая фискальная политика государства может оказаться последней каплей в переполненной чаше терпения. К тому же ранее правительство принимало комплексный план противодействия теневой экономике. А с ужесточением фискальной политики есть большой риск того, что казахстанский бизнес предпочтет уйти в тень.
Астана |