|
Ботагоз Омар Правительство отказалось от госрегулирования цен на ГСМ, но вопреки законам рынка при падении мировой стоимости нефти это вовсе не повлекло снижения стоимости бензина в Казахстане. Причина - в зависимости от горючего извне, в частности, из РФ, где его стоимость выше казахстанской. Но даже если бы отечественные НПЗ и были модернизированы в срок, схема их функционирования далека от рыночной и опять-таки напрямую зависит от госрегулирования
Мы уже не раз писали о том, что ситуация на топливном рынке не поддается логике. Треть потребляемого в стране бензина импортируется. И хотя с учетом недостатка топлива государство должно создавать привлекательные условия для импорта недостающих объемов, в нашей стране, напротив, ограничивался ввоз российской продукции с предоставлением этой возможности лишь АО “КазМунайГаз Онiмдерi”. Причем в Минэнерго не раз заявляли, что нацкомпания завозит нефтепродукты себе в убыток. Так, в августе прошлого года при завозе 27 тысяч тонн АИ-92 и 40 тысяч тонн дизельного топлива убыток составлял 800 миллионов тенге. Теперь ситуация изменилась. Вслед за свободным плаванием тенге государство решило отправить в свободное плавание и топливо. “Правительством было принято решение о том, чтобы в целях исключения дефицита бензина АИ-92, АИ-93 на внутреннем рынке отказаться от государственного регулирования цен на бензин этих марок. Возможно, это повлияет на некоторые вопросы, возможно, на инфляцию. Чтобы всего этого не допустить, мы сейчас будем жестко смотреть за поведением рынка, если они будут нарушать антимонопольное законодательство”, - отметил в минувшую пятницу первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев на брифинге в СЦК. По его словам, Казахстану в связи с нестабильностью курса валют на мировых рынках нужно ценообразование на нефтепродукты, которое носило бы гибкий характер. “В связи с тем, что мы перешли на плавающий курс тенге, соотношение рубля к тенге резко изменилось. И если мы сегодня собираемся покупать бензин в Российской Федерации, этот бензин нам уже обойдется в 120 тенге при нашей розничной цене в 108 тенге. Естественно, в убыток себе никто завозить не будет. Если мы будем так дальше продолжать, то в скором времени, возможно, даже в конце сентября, мы получим большой дефицит в стране”, - отметил заместитель премьер-министра. Он напомнил, что в Казахстане имеется достаточный запас топлива, около 200 тысяч тонн, но, по словам вице-премьера, этот запас быстро растает, если не будет подпитываться новыми поставками из России. Несмотря на то, что правительство настоятельно напоминает гражданам, что мы живем в условиях рыночной экономики, отечественные НПЗ продолжают работать по старинке, еще на той базе, которая была сформирована в годы советской власти. Начнем с того, что сырье на НПЗ поставляется не по рыночной стоимости, а по той, которая предусмотрена в контрактах на добычу нефти (без этого все НПЗ страны просто закрылись бы из-за дороговизны производимого ими товара). На сегодняшний день в Казахстане действуют 63 контракта на добычу нефти, и в 32 из них предусмотрены обязательства по ее поставке на внутренний рынок. Из 68 контрактов на совмещенную разведку и добычу только 16 не имеют таких обязательств.
Как результат, нефтяные компании неохотно отдают сырье отечественным НПЗ (им выгодно продавать его за рубеж по более высокой цене), а потому три отечественных нефтеперерабатывающих завода хронически остаются недозагруженными. Действующие контракты предусматривают поставку нефти на внутренний рынок в сумме чуть более трех миллионов тонн в год, тогда как требуется 15 миллионов тонн, а в перспективе с учетом модернизации наших НПЗ может потребоваться 18,5 миллиона тонн. Кроме этого во всей цепочке оборота нефти, от ее производства до конечной реализации нет прозрачности. Так, никем не регулируются транспортировка и стоимость сырья от месторождения до нефтебазы, она является предметом договорных цен, что не позволяет отследить их объемы и реальную стоимость. Актуален и вопрос объемов добычи сырья. (Он должен решиться с 2017 года - с этого времени по законодательству по вопросам недропользования во всех месторождениях должны быть установлены контрольные приборы учета.) В условиях низкой стоимости конечного топлива отечественным НПЗ не выгодно наращивать свои объемы. Так же, как нецелесообразно говорить и о строительстве четвертого НПЗ. А потому не удивительно, что планы по их модернизации постоянно откладываются. Наиболее вероятным сроком реализации этой идеи назывался 2017 год, но в марте текущего года заместитель генерального директора по маркетингу АО “КазМунайГаз” - переработка и маркетинг” Ерлан Койбагаров говорил о том, что модернизация казахстанских нефтеперерабатывающих заводов может затянуться из-за снижения переработки нефти и недополучения денег. В общем и целом госполитика в этом вопросе по-прежнему сводится к примитивной схеме: между Казахстаном и Россией ежегодно подписывается индикативный баланс, который устанавливает объем топлива, импортируемый Казахстаном из России беспошлинно. Все, что завозится свыше, облагается экспортной пошлиной в России. Непросто нам дается переход к рыночной экономике. Чтобы это произошло, нужно менять мышление чиновников и всю систему топливных звеньев. Ведь совсем недавно, после девальвации, проведенной 20 августа, почти все акимы совершали рейды по торговым точкам своих областных центров, напоминая обходы советских гастрономов ключевыми лидерами ЦК КПСС. В этот раз в Кабмине хотя бы перечислили, что они будут следить за рынком, чтобы не допустить картельных сговоров и нарушения антимонопольного законодательства. Кстати, в этот раз в Минэнерго, год из года называя предельные цены на бензин, забыли, что теперь экономика развивается по другим принципам. Сразу после брифинга в СЦК главный энергетик страны Владимир Школьник отметил, что в ведомстве ожидают, что цена на бензин марки АИ-92/93 поднимется до 140-150 тенге за литр. Это, в свою очередь, спровоцировало очереди и толкучку на АЗС страны. Остается открытым вопрос: если стоимость топлива названа рыночной, то почему министры своими заявлениями влияют на формирование цен?.. Но он скорее риторический.
Астана |