|
Алла Иванилова Вчера в мажилисе парламента был презентован проект нового Трудового кодекса, который профсоюзы считают “антинародным” и в шутку предлагают переименовать в “кодекс рабовладения”
О том, что в стране необходимо принять новый Трудовой кодекс, говорилось в последние несколько лет. Аргументировалось это тем, что действующий закон, принятый еще в 2007 году, имеет ряд недостатков: законодательство жесткое, а качество исполнения - низкое. Излишняя забюрократизированность процедур найма, увольнения и перевода сотрудников затрудняет возможность “естественного отбора”. Потому-то президент и подхлестнул чиновников изменить трудовые отношения, включив их модернизацию в “100 шагов”. Главная цель, которую поставил перед подчиненными глава государства, - облегчить жизнь предпринимателей, не ущемляя прав работников. И вот на суд общественности был вынесен новый Трудовой кодекс, в разработке которого, по словам чиновников, принимали участие эксперты, представляющие интересы бизнес-сообщества, Национальной палаты предпринимателей, республиканских и отраслевых профсоюзов, ученые в области трудового права, представители Международной организации труда и Всемирного банка. Всего было проведено более 20 заседаний рабочей группы. Во время разработки нового кодекса учитывались проекты трудовых законодательств других стран, все нормы Конституции Казахстана, Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Конвенции международных прав труда и те, которые были ратифицированы Казахстаном в сфере труда. “В проекте кодекса мы учли интересы и права каждого гражданина”, - констатировала вчера на презентации в парламенте министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова.
Главное отличие “свежего” документа от нынешнего в том, что многое отдается на откуп работодателям и работникам, которые должны самостоятельно договариваться между собой в рамках коллективных договоров. Государству определена роль наблюдателя, который устанавливает минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечивает контроль их исполнения со стороны работодателей. Предлагаемая модель регулирования трудовых отношений основана на трудовых стандартах международной организации труда и Организации экономического сотрудничества и развития. Однако сегодня далеко не на всех предприятиях существуют коллективные договора. Так, из работающих в стране более 182 тысяч предприятий таковые имеются на 64 тысячах - это 35 процентов от общего количества. Чтобы стимулировать работодателей действовать в правовом поле, усилена их ответственность. Так, в Административном кодексе увеличены штрафы в случае нарушения порядка заключения и выполнения коллективного договора почти в два раза - до 400 МРП, более чем в два с половиной раза поднялись “ставки” за незаключение трудового договора - теперь это 300 МРП и за нарушение оплаты труда - 200 МРП. Учитывая номинальную роль отечественных профсоюзов, есть опасения, что договориться начальнику и работнику будет проблематично, и в конечном счете прав будет тот, “кто заказывает музыку”. В развитых странах ситуация на рынке труда более урегулирована, потому что там представители работодателя и работников разговаривают на равных, там независимые профсоюзы. Спорных моментов в кодексе немало. В частности, расширение перечня оснований для увольнения работника. Если в действующем законодательстве таких причин 20, то в новом - 25. Значит, уволить “неугодного” подчиненного будет еще проще. Так, трудовой договор может быть расторгнут в случае отсутствия работника на работе более одного месяца по неизвестным работодателю причинам. Либо если подчиненный повторно не прошел проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда или промышленной безопасности. Также уволить теперь можно при “снижении объема производства выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации”. По действующему Трудовому кодексу (ст. 48) по этой причине предполагается изменение условий труда работника. Но на деле шефу проще уволить “малоэффективного” работника, прикрывшись подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 “сокращение численности или штата работников” с выплатой компенсации в размере средней зарплаты за один месяц. Казахстанцы, бурно обсуждающие проект нового кодекса в интернете, справедливо вопрошают: “Почему у министров оклады постоянно и независимо от того, хорошо или плохо живется населению Казахстана, растут?”. Опасаясь, что в нынешних кризисных условиях на предприятиях могут пройти сокращения, чиновники предусмотрели, что расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий: закрытие структурного подразделения (цеха, участка), отсутствие возможности перевода работника на другую работу, письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием. При этом сокращенным работникам должна выплачиваться компенсация в размере двухмесячной заработной платы. Кроме того, теперь пенсионный возраст может стать законным основанием для того, чтобы выставить работника за дверь через месяц после того, как ему “стукнет пенсионный год”.
Астана |