|
Алан Байтенов Россельхознадзор запрещает поставку норвежской рыбы в Казахстан. А также в Кыргызстан, Армению и Белоруссию. Этот тотальный запрет на территории всего ЕАЭС вызван возможностью “гипотетического реэкспорта”. Напомним, что эмбарго на вывоз рыбы из Норвегии Россия ввела еще в 2014 году в ответ на санкции Евросоюза. В этот раз официальным поводом для такого решения стал отказ норвежской стороны предоставить возможность для проверки 14 крупных предприятий по производству рыбы
Что произойдет, если российские чиновники и дальше продолжат разбираться с нашим импортом как со своим? Завтра нам запретят одеваться в то, что не является российским товаром (страшно представить), ездить на нероссийских машинах (еще страшнее!) и есть продукты тех стран, с которыми поссорилась Россия. Семга и прочий лосось с форелью не так важны для нашего потребителя. Тем более что это не самый доступный товар. Отчего подобный запрет, скорее - пробный камень. Так сказать, отследить реакцию. Да и вообще, что значит “опасность реэкспорта”? Ведь есть собственные проверяющие структуры, которые должны выставлять барьеры, ловить и сажать нарушителей. И делать это на своей территории. То есть поддерживать санкции не в ущерб интересам других государств. К слову, наши чиновники молчат по этому поводу. На момент подготовки материала официальной реакции не было. Напомним, что о запрете стало известно еще 24 августа.
Своя рыба вкуснее Как говорят российские аналитики, Норвегия поставляет в Россию самую “дрянь”. Мол, там рыба на заводах выращивается в крайне диких условиях - в ограниченном пространстве, отчего болеет, и ее приходится отпаивать антибиотиками. Там же и гормоны роста, и не самые качественные корма. В общем, вкус плохой, а товар так себе. Тем более работают ответные санкции, которые качества рыбе не добавляют. Мы есть не будем и вам настоятельно рекомендуем тоже отказаться. Автоматом кушать норвежскую рыбу запретили всем “соседям” - Казахстану, Кыргызстану, Армении и Белоруссии. Объясняют это просто: рыба запросто найдет, как лучше окольными путями зайти на рынок России в уже готовом виде. Как это, к примеру, происходило в Белоруссии. Там получали ту же семгу из Норвегии, резали на пласты, солили и отправляли как товар, сделанный в Белоруссии. К слову, рыбу “белорусского” производства периодически снимали с российских прилавков. И вот прошел год с того момента, как были введены санкции. Ревизоры российской стороны собрали делегацию в Норвегию - планировали проверить 14 крупнейших предприятий, что занимаются производством рыбы. И как отмечает в своем официальном сообщении Россельхознадзор: “Компетентный орган Норвегии Mattelsynet немотивированно отказал в проведении инспекции 14 норвежских предприятий по производству лосося и форели в аквакультуре. Соответствующее обращение сегодня поступило в Россельхознадзор от главного ветеринарного инспектора Норвегии госпожи Кристины Ландсверк, а вслед за этим и из посольства Норвегии в Москве”. Отказали в тот момент, когда инспекторы проходили инструктаж. Возмущению не было предела: “Действия норвежских коллег являются беспрецедентными за всю историю инспектирования Россельхознадзором предприятий в третьих странах. Отказ от инспекции поступил в службу накануне отправки российской делегации в Осло. Примечательно, что сроки инспекции были предложены самими норвежцами еще в начале июля 2015 года”. И добавили, мол, опасения норвежцев мы понимаем, так как предыдущие проверки показали - предприятия не готовы исполнять требования безопасности России и ЕАЭС. Впрочем, позиция Норвегии вполне понятна, и с другой стороны - зачем нести убытки в условиях эмбарго? Ведь, правда, любая проверка - это издержки и затраты. Тем более, что претензии к рыбе только у российской стороны. Добавим, Казахстан тоже никакого неудовольствия по поводу форели не высказывал. Естественно, ответ последовал однозначный - запретить импорт всей рыбы из Норвегии не только на территорию России, но и стран - участниц ЕАЭС. Тем самым Казахстан в момент лишился возможности получать микроэлементы из красной рыбы из-за опасений чужого государства. А может, из-за посредственной дипломатии. Ну и автоматически стал еще одной страной, что поддержала ответные санкции России. Солидарность, несмотря на то, что наши органы, которые контролируют качество продукции, ничего неприятного в этой рыбе не нашли.
Жесткая линия партии В общем-то, и никогда не находили. Если вспомнить деловые отношения Норвегии и Казахстана, то и импорт, и экспорт всегда были завязаны на трех основных позициях. Мы экспортировали зерно. Нам поставляли технику и рыбу. В 2013 году товарооборот между нашими государствами составил 50,2 миллиона долларов США (5,1 миллиона - экспорт, 45,1 миллиона - импорт). А в 2014 году только за пять месяцев (январь - март) товарооборот между нашими странами составил 31 миллион долларов США. В целом, конечно же, не самые впечатляющие цифры, но Норвегия - это еще один традиционный налаженный канал сбыта нашего зерна. То есть увеличение поставок зерновых культур - вопрос времени и ситуации. И вот сегодня Казахстан, невольно поддерживая ответные санкции России, может потерять это направление. Кстати, нас уже “двигали”. Произошло это не так давно еще с двумя рынками, куда Казахстан также традиционно поставлял зерно - Иран и Китай, - российские зерновые трейдеры выступили с демпинговым предложением. В итоге позиции были потеряны. Впрочем, говорят специалисты, то, что хочет Россельхознадзор, еще надо одобрить. И сделать это должна Евразийская экономическая комиссия. Посмотрим, что из этого выйдет. Но события последнего времени показывают, что решение, скорее всего, примут положительное. Что произойдет в ближайшем будущем, если чиновники российского государства продолжат контролировать импорт стран - участниц ЕАЭС? И самое главное, продолжат заставлять портить отношения с теми государствами, с которыми у Казахстана всегда все было хорошо. По всей видимости, наш дипломатический корпус работает гораздо лучше. Дарить мы будем вместо “голландок” гвоздики, национальным автомобилем станет то, что собирают на территории России. О винах и сырах можно будет забыть. Естественно, не пустят к нам и другие известные бренды - будь то техника или нечто другое. Вдруг решат усилить программу импортозамещения или же опять озаботятся возможным реэкспортом запрещенных товаров - Казахстан вынужден будет поддержать. Причем сделают, как в этом случае, удаленно. И внутренние вопросы будут решены за счет интересов четырех государств - Казахстана, Кыргызстана, Армении и Белоруссии. Тем самым мы добровольно зайдем в экономическую блокаду и станем еще одним рынком, который потребляет исключительно российский товар. Естественно, о конкуренции не может быть и речи. Как и о развитии собственного производства - кто будет с нами сотрудничать после, по сути, разрыва отношений? “Испорченная” рыба, повторимся, всего лишь повод и способ узнать настроение и реакцию на удаленный контроль. И мы в последнее время перестали что-то понимать в отношениях наших государств. А когда происходит что-то непонятное - это верная примета - значит, на тебе в этот момент делают деньги. Быстро, качественно и тихо. Наши чиновники молчат по этому поводу. Запрет был опубликован еще 24 августа. Вывод напрашивается только один - договоренности, пусть и в ущерб интересам большинства, были достигнуты.
|