Константин Маскаев Продолжительная жара последних недель в Алматы разрешилась сходом селевого потока в западной части города. Вчера утром только об этом и гудели WhatsApp, инстаграмм и фейсбук, щебетал твиттер и трезвонили мобильники. Событие предсказуемо обросло слухами. Просыпающимся алматинцам пришлось продираться сквозь потоки чужой больной фантазии, прежде чем стало ясно, что эту встряску южная столица уже пережила. К обеду тема остыла. Вроде обошлось без жертв и больших разрушений. И все-таки вода пришла туда, где живут люди. Мы вновь обнаружили, что уязвимы
Несмотря на то, что за редчайшим исключением сели чаще всего и сходят в самые жаркие месяцы - в июле и августе, население оказалось не готово к такому событию. И по какому-то злому стечению обстоятельств именно на этой неделе вдруг прекратили приходить смс-оповещения о возможном образовании селей в селеопасных районах Заилийского Алатау. Все недели приходили, а тут - как отрезало! Кто-то должен разобраться и с этим обстоятельством.
Понятно, что вторая волна может возникнуть и как следствие разрушения плотины. Но специалисты довольно быстро убедились, что плотине и городу в рамках этого инцидента больше ничего не угрожает. Однако зачем об этом думать, когда давит соблазн повысить статус сообщения или посеять тревогу? Вот через средства массовой коммуникации и полетели известия о второй волне, сопровождаемые видеороликами без комментариев. В атмосфере тревоги многие восприняли этот информационный фон как актуальный. Как вскоре оказалось, в сеть были вброшены до четырех видеозаписей, которые к вчерашнему селю не имели отношения. Особенно впечатлил ролик из Карачаево-Черкесии, где мимо внешне похожих на алматинские коттеджей по руслу переполненной селем реки как щепку тащит белый внедорожник. Ролик переслали друг другу сотни пользователей сетей. Теперь инициаторов рассылок и паники обещают отыскать и наказать. В УВД сказали, что срок заключения может составлять от 2 до 5 лет, а штраф - 5 тысяч МРП! Но хочется поинтересоваться и у служб ЧС вот о чем. Предположим, операторы сотовой связи подвели и не произвели очередную рассылку. Какие-то альтернативные способы ввести народ в курс дела есть? Во время учений мы то и дело слышим вой сирен. Говорят, так будет выть и в случае реального наводнения, землетрясения. А в ответ на возникновение вчерашнего селя никакая сирена, по-видимому, не проснулась. Как это объяснить?
Еще вопрос, который возник после общения с жителями пострадавших районов. Их очень удивило, что прежде к месту бедствия прибыли пожарные, затем машины “скорой помощи” и полиция, и лишь последними подтянулись спасатели. Природа вновь оказалась довольно снисходительна к нам. Такое впечатление, что она как-то деликатно провела с нами тренинг на грани фола - чтобы указать нам на те тонкие места, которые требуют внимания и коррекции. На самом деле тревожно. По-видимому, у нас не так много времени, чтобы встрепенуться от гипноза размеренного существования и адекватно оценить риски. Алматы расположен на двух крупных конусах выноса рек Большая и Малая Алматинки. Рядом Талгар, Иссык, Тургень, Фабричный, Узун-Агач...
Это уже довольно крупная конгломерация, в которой достаточно плотно проживают более двух миллионов человек. И в случае наступления беды вряд ли хорошей компенсацией будет восприниматься наличие очередного торгово-развлекательного центра... В городе, который претендует на проведение Олимпийских игр и вскоре примет Универсиаду, забота о безопасности должна оказаться среди приоритетных задач. Иначе не отмоемся.
Мелкие сели, которые лишь подтапливают дороги или как-то еще нарушают привычный ритм жизни в предгорьях, далеко не редкость. Они - словно звоночки, которые однажды обрушиваются мощным разрушительным форте. Из былого. 7 июля 1963 года сель из верховьев реки Иссык поступил в одноименное озеро, разрушил естественную плотину в западной части, опорожнил водоем и ринулся в город Иссык. Поток унес около тысячи жизней и причинил значительные разрушения. На пути были снесены лагеря и дома отдыха, улицы и кварталы, засеянные поля. Сель дошел до Кульджинского тракта. Бедствие стало одним из крупнейших и разрушительных среди подобных событий в СССР. Второй особо опасный масштабный сель в долине Малой Алматинки, сошедший вечером выходного дня 15 июля 1973 года, не принес серьезных разрушений лишь потому, что заблаговременно, в 1964 году, начали строить известную плотину в урочище Медео. Плотина первой очереди высотой 107 метров образовала селехранилище емкостью 6,2 миллиона кубометров. Незавершенный объект оказался спасением для Алма-Аты. Плотина задержала сель объемом 5,3 миллиона кубометров. Днем 17 июля 2014 года в верховьях реки Талгар под Алматы сошел сель. Произошел подземный выброс ледниковых вод с моренного озера, расположенного на высоте 3500 метров над уровнем моря в бассейне притока Средний Талгар. Вода прошла по подземному гроту и вышла на поверхность, спровоцировав селевой поток. Селевые массы остановила Талгарская плотина. Но количество воды в реке Талгар увеличилось настолько, что подтопленным оказался большой район в западной части города.
В ночь на 23 июля в 2.20 диспетчер “Казселезащиты” принял сообщение со стационарного поста наблюдения о значительном подъеме уровня воды в реке Каргалинка. По оценке наблюдателя, расход составлял 25 кубометров в секунду (средний многолетний расход воды в реке в спокойном режиме - около 0,65 кубометра). Вслед за этим в недавно присоединенном к городу Наурызбайском районе - в поселках Каргалы и Карагайлы - грязевые потоки перекрыли русла местных речек, которые вышли из берегов. Спустя непродолжительное время потоки грязи хозяйничали в Каменке, Таусамалы и Чапаеве. На этот поселок пришелся первый и главный удар стихии. Здесь есть дома, которые хотя и не рухнули, но получили значительные повреждения. Есть дома, у которых, например, опрокинуло стену. Сель расчищал себе дорогу, смывая мостки, опрокидывая каменные заборы, сдвигая машины, затапливая дворы, подвалы и нижние этажи жилых домов, оставляя камни.
По счастью, добротные дома и каменные заборы защитили людей. Многие успели взять документы, сесть в машины и прямо в стекающем по дорогам грязевом потоке убраться подальше от поселка. В течение следующего часа смесь грязи и воды частично мазнула по поселку Дружба, затем поток остановился примерно выше линии улицы Толе би и территории, где располагался авторынок “Баянаул”. Меж тем многие переживающие страшную ночь и просто очевидцы звонили знакомым и делились впечатлениями и домыслами. Многократно ретранслированная новость превратилась в известие о том, что “сошла еще одна волна селя”, “ждут вторую волну”, “сель пройдет по руслу Большой Алматинки (вариант - реке Акжар)”, что обернулось нешуточной паникой. С рассветом жители микрорайонов “Мамыр”, “Аксай”, “Калкаман” на автомобилях выдвинулись преимущественно в сторону рынка “Алтын Орда”, мола “Апорт” и бурундайского кладбища. На этих направлениях образовались серьезные заторы.
В то же время созван оперативный штаб, мобилизован личный состав подразделений МЧС, в район бедствия стянуты спецслужбы города. Спасатели из служб гражданской защиты города и полицейские организовали обход и объезд пострадавших территорий, искали и содействовали эвакуации граждан. В средней школе №176 и акимате Наурызбайского района заработали пункты приема населения - с оказанием медицинской и психологической помощи. Там же людям давали питьевую воду и продукты.
Позже штаб отчитался об эвакуации из района плотины на реке Каргалинке около 200 человек (к концу дня число эвакуированных достигло 900). Специалисты ГУ “Казсельзащита” обследовали плотину и дали заключение, что конструкция не получила повреждений, производится сброс воды в штатном режиме. Вода уже не выходит за пределы русла реки. Угрозы для города нет.
Фото Алексея Мальченко и Павла Михеева |