|
Алла Иванилова
На этой неделе в Казахстане начался осенний призыв. Как заверили в Министерстве обороны, “на призывных комиссиях в армию насильно никто за уши не тащит”. Желающих идти служить достаточно, и из 130 тысяч человек будут выбирать достойных. Тем более что выбрать планируется всего 8 тысяч человек.
И это при том, что количество призывников по сравнению с 2006 годом возросло в два раза
Для более качественной оценки здоровья будущих солдат улучшены условия работы врачей призывных медицинских комиссий. На областных сборных пунктах проведены ремонты, обновлен медицинский инструментарий, а состав военно-врачебных комиссий укомплектован опытными специалистами.
Как сообщил начальник военно-медицинского управления Министерства обороны Серик Нурсултанов, проблемы дефицита массы тела у сегодняшних призывников не существует: “Это было в 90-х годах, когда только образовалась наша казахстанская армия”. В настоящее время среди будущих бойцов распространены хирургические, терапевтические, а также заболевания, связанные с “нервно-психической неустойчивостью”.
К сожалению, не у всех призывников при осмотре выявляются различные недуги. “После того, как военнослужащий становится в строй, из-за физической и нервно-психической нагрузки получают развитие какие-то скрытые заболевания”, - констатирует Серик Нурсултанов, тем самым опровергая “нападки” на военных врачей, будто они берут в армию больных юношей.
Особенностью нынешнего осеннего призыва является то, что предпочтение будет отдаваться юношам, имеющим высшее и среднетехническое образование, владеющим иностранными языками и навыками работы на компьютере, а также выпускникам военных школ. Как объяснили в Министерстве обороны, солдаты-программисты нужны стране для службы в ракетных войсках и артиллерии, поскольку эти подразделения сегодня оснащены современной техникой. В “полиглотах” нуждается миротворческий батальон, поскольку его бойцы ежегодно сдают аттестацию иностранным экспертам и все общение происходит в основном на английском.
Как утверждают в Минобороны, сегодня служить в Вооруженных силах престижно. “Во-первых, служить всего один год. Во-вторых, получаешь специальность. В-третьих, после окончания службы есть возможность поступить на государственную или на службу в других воинских формированиях”, - перечислил все плюсы начальник департамента организационно-мобилизационной работы Министерства обороны Асхат Рыспаев.
И если верить военным, то молодые люди прямо-таки рвутся в армию. Начальник департамента организационно-мобилизационной работы рассказал, что ему частенько звонят родители и просят призвать своих сыновей. Были случаи, когда даже предлагали взятки, чтобы вступить в ряды Вооруженных сил. Однако военный билет может получить сегодня не каждый. “Ввиду того, что у нас нет большой армии, призвать все 130 тысяч человек мы не можем. Из желающих мы выбираем достойных”, - заметил начальник отдела комплектования департамента организационно-мобилизационной работы МО Амантай Усербаев.
Официально же отсрочка от призыва предоставляется по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья, для продолжения образования, имеющим ученую степень и достигшим 27-летнего возраста.
И вот несмотря на все эти чрезвычайно симпатичные перемены, в обществе не прекращают муссироваться слухи, что сегодня можно за определенную сумму “откосить” от армии и купить военный билет. Правда, представители Министерства обороны заявляют, что, несмотря на “откосивших”, у них “достаточный призывной контингент здоровых ребят для дальнейшего прохождения службы”. При этом никто из военных чиновников не припоминает случая, “чтобы кого-то из медицинской комиссии взяли и отвели в суд”...
Между тем вовсе не “окопные тяготы” - главное, что роняет престиж службы в армии. Сегодня многие родители не хотят отдавать своих чад в Вооруженные силы, боясь, что там они подвергнутся унижениям и превратятся в “мальчиков для битья”. Так думают и будущие солдаты. Именно по этой причине чаще всего молодых людей и “отмазывают” от армии. В Министерстве обороны не скрывают, что с военной дисциплиной не все в порядке. Однако предпочитают не употреблять термин “дедовщина”, а заменяют его на “казарменное хулиганство”.
“Говорить о какой-то дедовщине нет необходимости. Да, есть казарменное хулиганство. Но эти вопросы прогнозируемы и управляемы. Поэтому можно успокоить родителей”, - констатировал начальник департамента организационно-мобилизационной работы Асхат Рыспаев. Он также сообщил, что в министерстве есть специальная структура - департамент воспитательно-правовой работы, который занимается данной проблемой. Также вопросы состояния воинской дисциплины находятся под личным наблюдением заместителя министра обороны. Кроме того, военные чиновники уверены, что “в течение года службы солдату некогда заниматься выяснением каких-то взаимоотношений”.
По прибытии в часть он в течение месяца проходит курс молодого бойца, потом начинается интенсивная боевая подготовка, которая увеличилась в последние годы в три раза. “Участие солдата в боевой подготовке не дает возможности и даже мысли участвовать в каких-то неуставных взаимоотношениях”, - заверил Асхат Рыспаев.
Астана |