|
Алан Байтенов “Байтерек” все же получит “Ангару” - новейший и самый экологически чистый носитель современности. Правда, перевод ракетно-космического комплекса с “Зенита” начнут только в 2021 году. А откажутся от “Протонов”, что работают на гептиле, не раньше 2025 года. Казахстану придется терпеть этот яд еще 10 лет. Если бы все пошло по плану, то сегодня Казахстан уже не использовал бы “Протоны”. Ведь соглашение о строительстве “Байтерека” под “Ангару” подписали еще в 2004 году, а сдать комплекс должны были в 2014 году. Но не случилось. С одной стороны, Россия создавала свой космодром “Восточный”. С другой - Россия и Казахстан все никак не могли определиться с тем, кто и сколько должен заплатить для того, чтобы построить пусковой комплекс под новейший носитель. Ведь смета подросла существенно - с 223 миллионов долларов в 2004 году до 1,6 миллиарда долларов на конец 2012 года
Когда стало понятно, что “Ангары” не будет, наша сторона приняла такое решение - использовать тоже “чистые”, но менее мощные украинские “Зениты”. Россия отнеслась к этому спокойно - политическая ситуация была иная, украинские “Зениты” были доступны, да и “отдавать” другому государству самую передовую разработку, при этом не имея возможностей запускать ракету у себя, тоже не особо хотелось. К тому же “Восточный” “ел” из бюджета очень хорошо, а тянуть два проекта параллельно было как минимум не просто. Но обо всем по порядку. Вообще, о том, что Казахстан все же получит “Ангару”, стало известно благодаря знаменательной дате - космодрому “Байконур” исполнилось 60 лет. По традиции в этот же день, 2 июня, отмечают также и день города Байконура. Если посмотреть исторические документы, то официальным днем рождения космодрома считается 2 июня 1955 года - тогда учредили Пятый научно-исследовательский испытательный полигон и был создан штаб полигона - войсковая часть 11284. Что было дальше, мы не будем вспоминать в деталях. Скажем лишь, что 12 апреля 1961 года именно с нашей земли стартовал космический аппарат “Восток-1” с Юрием Гагариным на борту. Да и позже космодром “трудился” над сложнейшей задачей - удержать мировое лидерство в области освоения и изучения космоса. Так продолжалось вплоть до обретения Казахстаном независимости. Позже космос стал больше коммерческим. И сегодня остается им, до сих пор “проедая” советские запасы. Так вот, на специальном торжественном собрании, что было приурочено к этой юбилейной дате, Бахытжан Сагинтаев, заместитель премьер-министра Казахстана, отметил - договоренности о том, что Казахстан все же получит “Ангару”, наконец, достигнуты. Позже, после завершения переговоров с Дмитрием Рогозиным, вице-премьером РФ, господин Сагинтаев дал более развернутый комментарий по этому поводу: “Мы долго говорили и спорили об этом - когда вообще начнется наш “Байтерек”. И сегодня (2 июня 2015 года. - “НП”) в принципе окончательно договорились насчет даты начала строительства - это 2021 год. Кроме того, в связи с тем, что ситуация на Украине обострилась, тема создания РКК “Байтерек” на базе “Зенита” более не актуальна”. В эти шесть лет Казахстан, по словам господина Сагинтаева, займется подготовкой технической документации, а сотрудники, соотечественники, получат право полноценно участвовать в запусках “Протона”.
От праздников к будням И все-таки - что же изменилось, и почему Россия вдруг решила пойти на такие серьезные затраты? Есть версия, что главная причина - дальнейшее укрепление отношений с Казахстаном, лидером Центрально-Азиатского региона и ближайшим союзником в свете нестабильной ситуации. К тому же раз подписано соглашение, значит, необходимо его исполнить. То есть передача нашему государству “Ангары” - выверенный политический шаг, Казахстан отказывается от украинского “Зенита” в пользу “Ангары”, а Россия получает надежного союзника также и в космической сфере не на один десяток лет. Другое предположить сложно - Россия может спокойно отказаться. Ведь в свое время в одном из интервью Талгат Мусабаев, председатель Аэрокосмического комитета МИР РК, отмечал: “Те, кто готовил с нашей стороны данное соглашение, конечно, мало понимали вообще в ракетно-технической области и тем более в создании таких мегакрупных проектов, как “Байтерек”. Были допущены серьезные ошибки, которые привели к тому, что, например, в соглашении о “Байтереке” не заложены никакие меры ответственности со стороны Российской Федерации”. То есть в случае отказа от проекта никто никому ничего не должен. Да и зачем сейчас России, имея “Восточный”, с которого ходит “Ангара”, передавать серьезные технологии пусть и дружественной, но чужой стране? А тем более тратиться в не самое экономически благоприятное время на развитие чужой космической программы. И уж точно российскую строну не сильно волнует экологическая составляющая - “Протонов” много, они дешевы и процент аварий все же меньше, чем процент успешных запусков. К слову, сегодня по-прежнему не известно, на каких условиях планируют возродить проект “Байтерек” - в рамках условий старого соглашения или же нового, с учетом всех допущенных ошибок, новых сроков и сумм строительства. По идее, составить новый договор было бы логично и полезно. Для нас в первую очередь.
1,5 миллиарда “невесомых” денег Космос - это не просто. Поэтому есть еще моменты. Не так давно депутаты задались вопросом - куда ушли 1,5 миллиарда долларов государственных средств, что были выделены за последние 10 лет на “наш” космос? Ведь “Байтерек” не сдвинулся с фазы переговоров, проекты “Ишим” и KazSat-1 закрыты и неудачны, а KazSat-2 пусть и работает, но постоянно имеет сложности с ориентацией. Да и с кадрами у нас никак - Казкосмос каждый раз вспоминает о нехватке профессионалов. А ведь действительно интересно. Из слов господина Сагинтаева можно сделать вывод - за те 11 лет, что прошли с момента подписания первого соглашения, по “Байтереку” ничего не сделано. Хотя на проект направили около 86 миллионов долларов (12,9 миллиарда тенге. Приблизительный курс того времени - 150 тенге за доллар) в качестве государственных кредитов. Вот здесь два интересных момента. Около 86 миллионов долларов для стройки космического масштаба - деньги откровенно небольшие. И можно предположить, что “Байтерек” еще на стадии подписания соглашения в 2004 году задумывался как обычный инфраструктурный проект, который можно будет “пилить” долго и упорно. Ну а второе - куда же на самом деле ушли 1,5 миллиарда долларов, о которых вспомнили депутаты? Ведь на “Байтерек” выделили около 86 миллионов долларов, из которых освоено не более 10 процентов. На спутники дистанционного зондирования Земли (KazEOSat-1 и KazEOSat-2) и инфраструктуру - около 320 миллионов долларов. На KazSat-1 - около 60 миллионов долларов, на KazSat-2 - около 115 миллионов, на KazSat-3 - около 180 миллионов долларов. Итого по грубым расчетам, с прочими расходами, примерно 800 миллионов долларов. В общем, не известно, где еще около 40 процентов средств, выделенных на нашу космическую программу. И это, наверное, хороший повод разобраться в документации Казкосмоса компетентным органам. Но, как бы там ни было - отрадно, что Казахстан все же продолжает стремиться в элитный клуб космических держав. Ведь наличие легендарного, но еще советского космодрома не обеспечивает права называться таковой. Да, пусть не все получается сразу. Но если так разобраться, что такое 1,5 миллиарда долларов за 10 лет (да еще и неизвестно куда) для того, чтобы получить статус полноценной космической державы? Наверное, ничего. Многие страны идут к такому статусу десятилетиями, тратя средства, превышающие наши затраты в десятки раз. Видимо, просто ожидания очень большие - мы живем общими наследием и историей, не всегда помня о том, что границы пусть и прозрачные, но все же есть. И без поддержки реальной космической державы подобные проекты Казахстану просто не под силу. “Байтерек” и “Ангара” - уникальны по своей природе. И их статус несет за собой реальные обязательства - они гарантируют крепкие партнерские отношения не на один десяток лет. Иначе “наш космос” - это всего лишь игрушечная сфера и полигон для сброса отработавших ступеней. |