|
Юлиана Жихорь Поправки в законодательство РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма вызвали в мажилисе бурные споры. Парламентарии считают, что условия, выдвигаемые международными структурами по борьбе с “тенью”, чрезмерно жесткие и не подходят под “казахстанские реалии”
Дело вот в чем. Сегодня финконтролю подлежат 12 субъектов: банки, организации, биржи, страховые организации и брокеры, ЕНПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий, нотариусы, адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам; бухгалтеры и аудиторы, организаторы игорного бизнеса и лотерей, операторы почты, микрофинансовые организации и операторы систем электронных денег, не являющиеся банками. Но международные стандарты, установленные ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), предполагают: чтобы процесс контроля был всеобъемлющим, необходимо охватить системой финансового мониторинга все лица, предоставляющие финансовые услуги. А потому Минфин предложил включить в “контрольный список” еще пять категорий: ломбарды, риелторов, операторов по приему платежей, лизингодателей без лицензии и лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них. И вот тут депутаты посчитали, что Министерство финансов слишком избирательно подходит к стандартам. И “бьет” по маленьким, не замечая крупную рыбу. Глава фракции “Ак жол” Азат Перуашев, например, припомнил, что его партия давно предлагала запретить владеть зарубежными счетами в офшорных зонах руководителям госорганов и нацкомпаний. А заодно взять под контроль закупки квазигосударственного сектора. “Они (национальные компании. - “НП”) же закупки иногда проводят через офшорные зоны по ценам, которые превышают наши внутренние цены. Эти деньги выводятся и остаются там. По данным международных оценщиков-экспертов, сегодня 140 миллиардов долларов казахстанских находятся в офшорных зонах”, - возмущался Перуашев. И теперь он и его коллеги оказались крайне недовольными выбором “мелочи”, которую они увидели в пяти предложенных субъектах проверки. Все они, по оценке парламентариев, относятся к малому бизнесу либо к сфере индустриализации. Например, без лизинга невозможно технологическое перевооружение. Кредитные товарищества на селе обслуживают фермерские хозяйства и оперируют небольшими финансами. Микрофинансовые организации выдают “от силы до трех миллионов тенге”, а то и меньше - “1-2 коровы купить”.
“Что такое ломбарды? Кто приходит в ломбарды? Семья, которая от зарплаты до зарплаты живет, приходит, сдаст свое колечко, чтобы детям купить продукты”, - продолжал Перуашев. Риелторы (то есть лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества), вообще, по словам депутатов, часто работающие без лицензии малые предприниматели. “Мы, чтобы выполнить рекомендации ФАТФ, крайними делаем малый бизнес, людей, которые себе на хлеб зарабатывают своим трудом”, - добавил депутат. Но нашелся и голос в поддержку документа. Гульжана Карагусова считает, что терроризм финансируется и малыми суммами. “Вы знаете, что последний теракт во Франции, и это уже не является секретом, стоил всего шесть тысяч евро, - сообщила она. - То есть сейчас речь о больших суммах не идет. То, что произошло на Украине, это тоже сначала обследовали через НПО, просто апробировали очень маленькими суммами, финансировали именно людей социально неблагополучных, а потом, накануне, 8 миллиардов долларов было пропущено через эти каналы. А пять лет они тихо подпитывали”. А значит, надо держать под контролем и тех, у кого обороты “копеечные”. Впрочем, депутаты, конечно, правы. Контролировать следует не только мелкий бизнес, но и “крупную рыбу”. Просто крупных игроков держать под контролем гораздо проще: переводы средств проходят через банковскую систему, а значит, и контролируются финансовой разведкой. (И в случае чего всю информацию могут вывести на свет божий, и, как и предупреждал президент, всех виноватых могут “схватить за руку”.) А вот мелкий бизнес, у которого суммарные обороты ненамного меньше крупных компаний, остается без надзора. Депутаты поддержали документ в первом чтении. Но пообещали, что при подготовке законопроекта ко второму чтению внесут в него свои коррективы.
Астана |