Ольга Шишанова В преддверии нового туристического сезона в Казахстане зарегистрирован Союз индустрии туризма, который должен привлечь бизнес в развитие отрасли и установить прозрачные “правила игры”
При этом бизнес, по мнению НПП и представителей туристского сообщества республики, сможет не только участвовать в установлении “правил игры”, но и быть ответственным за улучшение качества оказываемых туристских услуг.
Отрасли по-прежнему нужны реформы, несмотря на внесенные изменения в Закон РК “О туристской деятельности в РК” и “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента”. Как показала практика, их оказалось мало для того, чтобы турист и туроператор могли прийти к взаимопониманию. Кроме того, чтобы обеспечить еще и развитие туристских дестинаций (направлений) в республике, в дополнение к Союзу индустрии туризма может быть создана и организация по управлению такими дестинациями - по аналогии с ДМО (Destination Management Organization), которые существуют во многих странах с развитой индустрией туризма. Третьим шагом может стать создание рейтинга участников туристического рынка, в котором должны будут участвовать все туристические компании страны, что поможет выявлять добросовестные и недобросовестные турфирмы.
Как считают представители турагентств, “саморегулирование и самостоятельное выявление ненадежных участников может оказаться более приемлемым, нежели вмешательство государства”. Особое внимание при этом должно быть уделено страхованию туристов, которое в настоящий момент находится не на должном уровне, поскольку “страховые компании не могут знать всех участников”. Между тем, по мнению представителя Ассоциации турагентств Казахстана Дениса Кривошеева, “казахстанских туристов нужно страховать от невылета, невозврата и незаселения”. При этом средний размер страхового взноса предлагается им на уровне не более 30 долларов, если оформление идет через турагентство, и около 10 долларов - для самостоятельных туристов. Тех путешественников, которые окажутся без подобной страховки, предложено не выпускать за пределы Казахстана. Кроме того, “необходимо ужесточить ответственность страховщиков за необоснованный отказ в компенсации и четко прописать, когда наступает страховой случай, в законодательстве”. Столь жесткие меры должны быть предусмотрены на фоне неоднократных случаев срыва отдыха казахстанских туристов за рубежом, достаточно вспомнить пиковые ситуации прошлого года с такими турагентствами, как “Гульнар тур”, Radi Tour и Almaz tourizm. Расследование по ним идет до сих пор, причем многие клиенты этих компаний не получили еще никакой компенсации. А ведь, согласно статданным, каждый год из Казахстана на отдых за границу выезжают около миллиона казахстанцев. Соответственно, по подсчетам Кривошеева, сумма страховых премий может составить почти 25 миллионов долларов в год, что могло бы покрыть случившиеся инциденты. Однако этого, как видно из сложившейся на сегодняшний день ситуации, пока нет. В то время как после событий, связанных с банкротством “Гульнар тур”, в Казахстане прекратили свою деятельность почти 40 турагентств.
Астана |