|
Алан Байтенов
Справку в обмен на тайну
Наша личная информация очень уязвима. Несмотря на постоянное совершенствование механизмов пополнения электронных баз данных и их защиты, все еще сохраняется опасность утечки - человеческий фактор полностью исключить не получается.
Ведь если все время попадаются ошибки и неточности в государственных документах, то где гарантия, что не допускают ошибок и в вопросах сохранности наших данных?
Как выяснилось, и сограждане не придают значения охране персональной информации.
И готовы слить все неизвестно кому и, что самое главное - добровольно
Случилось так, что необходимо было получить элементарную государственную услугу - адресную справку. По пути в ЦОН даже обсуждали старые и нынешние времена, мол, будущее наступило - для того, чтобы взять подобный документ, потратить придется максимум 15 минут. Ведь, правда, это один из тех сервисов, который всегда работал безотказно. Всего-то необходимо было предоставить удостоверение личности специалисту и получить справку из терминала.
Но в этот раз все произошло иначе. Отстояв небольшую очередь, человека три, мы, наконец, подобрались к терминалу. Процедура понятная - показываешь документ, получаешь справку. И что-то вдруг произошло - специалист, распечатав документ, отказался его выдавать. Причина - без подписи заявления нельзя. Ну хорошо, глянем на эту бумажку. То, что увидели, нас немного шокировало. Вот текст этого заявления: “Прошу Вашего разрешения на выдачу адресной справки с места жительства, согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах”. Постойте - кому понадобились мои данные и почему я для того, чтобы получить эту государственную услугу, должен дать разрешение на “использование сведений”, которые, как верно отмечено, “составляют охраняемую законом тайну”?
Ведь, согласитесь, под такую формулировку подходят все данные - уровень моих пенсионных отчислений, следовательно, уровень моего дохода, данные о собственности и даже о состоянии моего здоровья! Зачем кому-то вдруг понадобилась такая информация о человеке? И, что самое интересное - ведь еще совсем недавно никто о таких упражнениях и не заикался.
Что еще смутило, так это “шапка” заявления. Ведь если просишь разрешения, то значит, у кого-то. Следовательно, кто-то, наверное, и ответственен за это, раз собирает согласия. Так вот, это лицо совершенно безлико - в графе “кому” стоит просто “начальнику”. Какова его фамилия, должность и вообще к какой организации он принадлежит, неизвестно. Тем самым, подписывая подобное заявление, ты даешь разрешение на использование данных, личных данных, неизвестно кому и, самое главное, неизвестно для чего. Вот такая история. И выбора, по сути, нет - не подпишешь, справку не увидишь.
Но что-то доказывать специалисту, стоящему у терминала, к слову, самообслуживания, бесполезно. Поэтому дорога прямиком к начальнику ЦОНа за подробностями. Естественно, первая просьба: покажите официальный документ - где это меня обязывают так открываться? И есть ли подобный вообще? Оказалось, что есть, но вот найти его так и не смогли. И, видимо, поэтому сильно спорить не стали - отдали справку без подписанного заявления. Оказалось, можно и без согласия на раскрытие всей личной информации. Да, конечно же, были моменты: “Вам что, трудно подписать?” Да, трудно - это мое личное, и это, как совершенно верно сказано, и неспроста, охраняется законом.
Позже, конечно же, мы нашли, откуда “растут ноги”. На самом деле есть такое распоряжение - постановление правительства от 24 февраля 2014 года за № 132 “Об утверждении стандартов государственных услуг по вопросам документирования и регистрации населения Республики Казахстан”. Так вот, это постановление принимает определенные стандарты - нас же интересует стандарт государственной услуги “Выдача адресных справок с места жительства”. И на самом деле в нем прописан этот порядок: “При получении государственной услуги услугополучатель дает письменное согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, по форме, представленной центром, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан”. Удивительно - как подобное могло вообще появиться? Ведь такая формулировка раскрывает все - если я дал разрешение, причем в письменном виде, это может быть использовано против меня же. А вот доказать и привлечь к ответственности за ненадлежащее использование личных данных не получится - как мы уже говорили, конкретного лица нет.
Да, может быть, эту форму ввели для того, чтобы разрешить обратиться к базе личных данных третьему лицу - тому же специалисту, что выдает справку. Или все делается специально - на деле вроде как есть Закон “О персональных данных и их защите”, поэтому просто так не возьмешь, но тут же появляется возможность получить разрешение лично от человека. Согласитесь, очень удобно - вроде как защищено законом, но беспрепятственный доступ есть. Да, быть может, для того, чтобы получить какую-либо справку, мы все же должны дать разрешение на обращение к базе, но документ должен выглядеть иным образом. Это должно быть соглашение с полным перечислением того, какие именно персональные данные необходимы для получения, к примеру, адресной справки, сколько времени сохраняется доступ и ответственность конкретных лиц в том случае, если данные утекут в нежелательном направлении. Этого, как мы видим, нет - нам предлагают листок А4, на котором только просят нашего согласия.
Кстати, так как у нас есть свой Закон о защите данных, мы решили обратиться к нему. В статье 25 (“Права и обязанности собственника и (или) оператора”) в пункте 2, в подпункте 1 указано: “Собственник и (или) оператор обязаны: утверждать перечень персональных данных, необходимый и достаточный для выполнения осуществляемых ими задач, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан”. В нашем же случае ничего подобного нет. Просто - надо и все, а что конкретно и для чего - не ваше дело.
Вообще, не только государственные служащие относятся безответственно к данным, но и сами граждане.
Пока мы стояли в очереди, все, кому нужна была эта справка, ставили подпись, давая согласие на все, лишь бы взять бумажку. Стопка подписанных заявлений постоянно росла...
К слову, к электронным базам данных есть еще масса претензий - в конце концов справка была получена. Однако адрес прописки был совершенно некорректный - человек там даже никогда не был. Тем более не жил. Как же так? Говорят, оцифровывали и ошибочно ввели не то. Как исправить? Только через ЦОН и отдел миграционной полиции. Как всегда, кто-то из госслужащих допустил неточность, а расплачиваться своими временем и нервами должен законопослушный гражданин и аккуратный налогоплательщик. К слову, не у нас одних такая проблема - что-то в центре случилось, и в последнее время очень многие обращаются с такой проблемой. Но раз попадаются такие ошибки, как можно быть полностью уверенным, что твои данные под защитой? А здесь еще и разрешение на все - на прошлое, настоящее и будущее. Причем не известно кому и зачем. |