ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Секрет - сервис Новость дня / События

Алан Байтенов
Справку в обмен на тайну
Наша личная информация очень уязвима. Несмотря на постоянное совершенствование механизмов пополнения электронных баз данных и их защиты, все еще сохраняется опасность утечки - человеческий фактор полностью исключить не получается.
Ведь если все время попадаются ошибки и неточности в государственных документах, то где гарантия, что не допускают ошибок и в вопросах сохранности наших данных?
Как выяснилось, и сограждане не придают значения охране персональной информации.
И готовы слить все неизвестно кому и, что самое главное - добровольно

Случилось так, что необходимо было получить элементарную государственную услугу - адресную справку. По пути в ЦОН даже обсуждали старые и нынешние времена, мол, будущее наступило - для того, чтобы взять подобный документ, потратить придется максимум 15 минут. Ведь, правда, это один из тех сервисов, который всегда работал безотказно. Всего-то необходимо было предоставить удостоверение личности специалисту и получить справку из терминала.
Но в этот раз все произошло иначе. Отстояв небольшую очередь, человека три, мы, наконец, подобрались к терминалу. Процедура понятная - показываешь документ, получаешь справку. И что-то вдруг произошло - специалист, распечатав документ, отказался его выдавать. Причина - без подписи заявления нельзя. Ну хорошо, глянем на эту бумажку. То, что увидели, нас немного шокировало. Вот текст этого заявления: “Прошу Вашего разрешения на выдачу адресной справки с места жительства, согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах”. Постойте - кому понадобились мои данные и почему я для того, чтобы получить эту государственную услугу, должен дать разрешение на “использование сведений”, которые, как верно отмечено, “составляют охраняемую законом тайну”?
Ведь, согласитесь, под такую формулировку подходят все данные - уровень моих пенсионных отчислений, следовательно, уровень моего дохода, данные о собственности и даже о состоянии моего здоровья! Зачем кому-то вдруг понадобилась такая информация о человеке? И, что самое интересное - ведь еще совсем недавно никто о таких упражнениях и не заикался.
Что еще смутило, так это “шапка” заявления. Ведь если просишь разрешения, то значит, у кого-то. Следовательно, кто-то, наверное, и ответственен за это, раз собирает согласия. Так вот, это лицо совершенно безлико - в графе “кому” стоит просто “начальнику”. Какова его фамилия, должность и вообще к какой организации он принадлежит, неизвестно. Тем самым, подписывая подобное заявление, ты даешь разрешение на использование данных, личных данных, неизвестно кому и, самое главное, неизвестно для чего. Вот такая история. И выбора, по сути, нет - не подпишешь, справку не увидишь.
Но что-то доказывать специалисту, стоящему у терминала, к слову, самообслуживания, бесполезно. Поэтому дорога прямиком к начальнику ЦОНа за подробностями. Естественно, первая просьба: покажите официальный документ - где это меня обязывают так открываться? И есть ли подобный вообще? Оказалось, что есть, но вот найти его так и не смогли. И, видимо, поэтому сильно спорить не стали - отдали справку без подписанного заявления. Оказалось, можно и без согласия на раскрытие всей личной информации. Да, конечно же, были моменты: “Вам что, трудно подписать?” Да, трудно - это мое личное, и это, как совершенно верно сказано, и неспроста, охраняется законом.
Позже, конечно же, мы нашли, откуда “растут ноги”. На самом деле есть такое распоряжение - постановление правительства от 24 февраля 2014 года за № 132 “Об утверждении стандартов государственных услуг по вопросам документирования и регистрации населения Республики Казахстан”. Так вот, это постановление принимает определенные стандарты - нас же интересует стандарт государственной услуги “Выдача адресных справок с места жительства”. И на самом деле в нем прописан этот порядок: “При получении государственной услуги услугополучатель дает письменное согласие на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, по форме, представленной центром, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан”. Удивительно - как подобное могло вообще появиться? Ведь такая формулировка раскрывает все - если я дал разрешение, причем в письменном виде, это может быть использовано против меня же. А вот доказать и привлечь к ответственности за ненадлежащее использование личных данных не получится - как мы уже говорили, конкретного лица нет.
Да, может быть, эту форму ввели для того, чтобы разрешить обратиться к базе личных данных третьему лицу - тому же специалисту, что выдает справку. Или все делается специально - на деле вроде как есть Закон “О персональных данных и их защите”, поэтому просто так не возьмешь, но тут же появляется возможность получить разрешение лично от человека. Согласитесь, очень удобно - вроде как защищено законом, но беспрепятственный доступ есть. Да, быть может, для того, чтобы получить какую-либо справку, мы все же должны дать разрешение на обращение к базе, но документ должен выглядеть иным образом. Это должно быть соглашение с полным перечислением того, какие именно персональные данные необходимы для получения, к примеру, адресной справки, сколько времени сохраняется доступ и ответственность конкретных лиц в том случае, если данные утекут в нежелательном направлении. Этого, как мы видим, нет - нам предлагают листок А4, на котором только просят нашего согласия.
Кстати, так как у нас есть свой Закон о защите данных, мы решили обратиться к нему. В статье 25 (“Права и обязанности собственника и (или) оператора”) в пункте 2, в подпункте 1 указано: “Собственник и (или) оператор обязаны: утверждать перечень персональных данных, необходимый и достаточный для выполнения осуществляемых ими задач, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан”. В нашем же случае ничего подобного нет. Просто - надо и все, а что конкретно и для чего - не ваше дело.
Вообще, не только государственные служащие относятся безответственно к данным, но и сами граждане.
Пока мы стояли в очереди, все, кому нужна была эта справка, ставили подпись, давая согласие на все, лишь бы взять бумажку. Стопка подписанных заявлений постоянно росла...
alt
К слову, к электронным базам данных есть еще масса претензий - в конце концов справка была получена. Однако адрес прописки был совершенно некорректный - человек там даже никогда не был. Тем более не жил. Как же так? Говорят, оцифровывали и ошибочно ввели не то. Как исправить? Только через ЦОН и отдел миграционной полиции. Как всегда, кто-то из госслужащих допустил неточность, а расплачиваться своими временем и нервами должен законопослушный гражданин и аккуратный налогоплательщик. К слову, не у нас одних такая проблема - что-то в центре случилось, и в последнее время очень многие обращаются с такой проблемой. Но раз попадаются такие ошибки, как можно быть полностью уверенным, что твои данные под защитой? А здесь еще и разрешение на все - на прошлое, настоящее и будущее. Причем не известно кому и зачем.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение