Константин Маскаев
Комитет, занимавшийся расследованием катастрофы пассажирского самолета CRJ-200 авиакомпании SCAT под Алматы, произошедшей 29 января 2013 года, наконец назвал причину трагического происшествия - человеческий фактор
Отчет о расследовании Межгосударственный авиационный комитет смог опубликовать лишь спустя два года после падения самолета. Столько времени потребовалось, чтобы избежать ошибок в выводах. А на деле - подтвердить те предположения, которые высказывались по горячим следам. Накануне проект отчета был направлен на согласование странам, имеющим отношение к разработке самолета - Канаде и США.
Изначально среди версий называли и ошибку пилотирования, и погодные условия, и возможную техническую неисправность воздушного судна.
Специалисты пришли к выводу, что самолет был технически исправен. Эксперты сошлись во мнении, что главной причиной авиакатастрофы оказалась роль членов экипажа. Из документа следует, что командир самолета потерял работоспособность.
В частности, в отчете говорится, что “наиболее вероятными факторами, приведшими к авиационному происшествию, явились: частичная потеря работоспособности пилотирующего летчика, который к моменту столкновения самолета с землей не находился в рабочей позе; повышенное психоэмоциональное напряжение членов экипажа, связанное с неоправдавшимися ожиданиями об улучшении метеоусловий к моменту выполнения посадки; невыполнение требований к медицинскому освидетельствованию летного состава, что привело к выполнению командиром воздушного судна полета без реабилитационного периода и без оценки его состояния здоровья врачебно-летной экспертной комиссией после перенесенной операции.
Напомним, рейс DV 760 компании SCAT из Кокшетау ждали в Алматы в 12.55. Вылет задержали на 20 минут из-за погодных условий в аэропорту прибытия. В 13.13 самолет упал, не долетев до торца посадочной полосы полутора тысяч метров. Все находившиеся на борту самолета, 21 человек, из них пять членов экипажа, погибли.
Полет проходил в штатном режиме. Самолет не обходил атмосферных фронтов, весь маршрут прошел без задержки. Запас топлива - плановый, которого должно было бы хватить не только на несколько попыток посадить самолет в аэропорту назначения, но и отвести его на запасной аэродром...
Сразу самолет посадить не удалось, он упал при уходе на второй круг. Погода и в Алматы, и в районе аэропорта в момент катастрофы и позже была отвратительной. Густой туман, почти без ветра, видимость 100 метров. Дальность видимости на взлетно-посадочных полосах - 150 метров без прогнозов к изменению. Вертикальная видимость - 30 метров. Нижняя граница облаков - 40 метров.
Известно, что Международный аэропорт Алматы способен принимать самолеты при видимости от 50 метров. Это соответствует метеоминимуму по категории III B ICAO (Международная организация гражданской авиации). Но и воздушное судно должно быть оборудовано приборами, соответствующими категории III В. Пилот также должен быть сертифицирован на полеты в таких сложных метеоусловиях.
Ожидаемая формулировка о повышенном психоэмоциональном напряжении членов экипажа, связанном с неоправдавшимися ожиданиями об улучшении метеоусловий к моменту выполнения посадки, как раз говорит о том, что пилоты должны были осознавать, что сильно рискуют при такой погоде. И принять дополнительные меры безопасности.
Командир разбившегося CRJ 200LR Владимир Евдокимов в небе не был новичком. Летное училище окончил в 1973 году. За год с небольшим до гибели (в ноябре 2012 года) получил сертификацию как пилот-инструктор по CRJ 200/700. Имел общий налет 18 194 часа. Налет командиром CRJ 200 составил 851 час, и 159 часов в качестве командира CRJ 700.
Самолет был выпущен в июле 2000 года, налетал 25 707 часов, совершил 22 975 посадок. Накануне, 15 декабря 2012 года, прошел базовое техническое обслуживание в Новосибирске. В составе авиакомпании SCAT - с сентября 2012 года. Ранее принадлежал немецкому перевозчику.
Для авиакомпании SCAT это стало первым трагическим происшествием с воздушным судном за пятнадцать лет работы.
Статистика серьезных летных происшествий с пассажирскими бортами регулярных рейсов в Казахстане, к счастью, невысока. Предыдущий трагический инцидент, в котором разбился рейсовый Ту-154, произошел в 1980 году. |