|
Юлиана Жихорь
Национальный банк Казахстана успокаивает - тенге сильный и будет сильным. Плавная девальвация возможна лишь при дальнейшем снижении цен на нефть. Ниже 50 долларов. И то в среднегодовом измерении
Среднегодовая цена на нефть, если оценивать ее сейчас, гораздо выше 50 долларов. В прошлом году 13 февраля стоимость барреля марки Brent составляла 105,5 доллара за баррель. Самый высокий ценовой показатель был зафиксирован 24 июня - 114,41 доллара за баррель. А самый низкий был 13 января нынешнего года - 46,42 доллара. Последние пару недель стоимость нефти демонстрирует волатильность на уровне 55 долларов.
Таким образом, если оценивать среднегодовую стоимость нефти, то корреляция тенгового курса возможна будет лишь во второй половине года при условии, что цена на нефть продолжит падение.
Эксперты, к слову, расходятся в своих оценках на будущее барреля. Одни считают, что цена может вновь покатиться вниз на фоне замедления роста экономики в мире, другие считают, что сокращение объемов добычи сланцевой нефти в США подхлестнет стоимость барреля. Пока, однако, некоторые нефтедобывающие страны Ближнего востока пошли на уступки основным потребителям углеводородов в Азии, предоставив им ценовой дисконт в 1,5-5 доллара за баррель.
Но в любом случае, пока говорить о цене в 50 долларов как среднегодовой стоимости барреля рано. А значит, еще какое-то время тенге вполне может варьироваться в ранее установленном коридоре 185 тенге +3 и -15 тенге за доллар. “На сегодняшний день макроэкономических предпосылок (для расширения коридора обменного курса. -
“НП”) нет, в том числе текущий коридор позволяет находиться нам именно там - сегодня доллар около 185 тенге стоит”, - заявил вчера глава Нацбанка Кайрат Келимбетов.
Вместо девальвации власти предпринимают меры по дедолларизации казахстанской экономики. Келимбетов уже сообщил, что на следующей неделе правительством будет утвержден план дедолларизации. “Это меры среднесрочного характера, которые подразумевают собой изменение нормативно-правовой базы и в целом изменение отношения к тенге как мере стоимости и мере платежа”, - заявил он.
Подробности пока не известны, но Келимбетов рассказал, что “есть определенный стандартный набор, в том числе путем определенного наведения порядка в сфере оплаты за крупные покупки гражданами нашей страны - это покупка недвижимости, транспортных средств, которые должны проходить через безналичный оборот, а в соответствии с законодательством, если это будет безналичная оплата, она осуществляется только в национальной валюте - тенге”.
Кроме того, дедолларизации должны способствовать и ранее объявленные правительством планы по запрету на указание стоимости товаров в валюте (в том числе и в “условных единицах”). А заодно и перевод денежных активов квазигосударственного сектора из валюты в тенге.
Впрочем, разуверить население, что деньги лучше хранить в отечественной валюте, а не в иностранной, будет весьма сложно. Тем более, что казахстанцы (особенно в приграничных регионах) уже привыкли получать выгоду от разницы курсов доллара в Казахстане и России: массово закупают там товары по более дешевым ценам. Причем речь идет не только о физических лицах, но и о компаниях, сотрудничающих с российской стороной. В результате отечественный рынок постепенно впадает в стагнацию по причине ценовой неконкурентоспособности.
И эта ситуация может лишь продолжится. Тем более что, как заявил глава Нацбанка, возвращаться к прежнему паритету соотношения курса тенге к рублю нет необходимости. “Большой вопрос, который на сегодняшний день поднимается многими предприятиями в нашей стране, - это вопрос конкурентоспособности и вопрос обеспечения тенговой ликвидности. Были разные предложения, обсуждались они в течение последних шести месяцев, в том числе поднимался вопрос возвращения к предыдущему паритету тенге к рублю. На наш взгляд, такие предложения не имеют под собой оснований”, - сказал он, выступая в Службе центральных коммуникаций.
И это при том, что представители Национальной палаты предпринимателей, неоднократно заявляя о необходимости девальвации тенге, оперировали именно разницей курсов между казахстанской и российской валютами. Но... “Что касается поддержки наших предприятий, то были приняты решения о том, что будут скорректированы и бюджетные программы, и планы квазигосударственного сектора - через меры фискальной, индустриальной торговой политики”, - заявил Келимбетов.
Но как и когда это будет сделано, пока не понятно. Переговоры с РФ по защите нашего рынка от дешевого импорта из стран ЕАЭС продолжаются.
Пока же в самое ближайшее время в Казахстане можно будет ожидать увеличения потока рядовых граждан, посещающих обменные пункты для продажи долларов: многие на волне истерии девальвационных ожиданий покупали доллары не только на “свободные” средства, но и на деньги, предназначенные для обычных месячных расходов. И теперь у них возникнет необходимость в тенге. А это значит, что, если курс останется на прежнем уровне, многие граждане могут потерять часть вложенных средств на разнице стоимости купли-продажи валюты.
Астана |