|
Константин Маскаев
Казахстан планирует закупить крупную партию новейших российских истребителей Су-30СМ. Речь идет о поставке 36 самолетов до 2020 года на сумму примерно в два миллиарда долларов. Новость пришла из Сибири. Именно там, в Иркутске, расположено авиастроительное предприятие корпорации “Иркут”, которое накануне посетил Главнокомандующий Силами воздушной обороны Казахстана Нурлан Орманбетов. И теперь, по информации из Минобороны, следует ожидать пополнения парка казахстанских военных самолетов новыми сверхманевренными истребителями, которыми Россия пока вооружает лишь свои Военно-воздушные силы
Известно, что семейство Су-30 создавалось на базе легендарного предшественника, многоцелевого высокоманевренного всепогодного истребителя четвертого поколения Су-27. Это на нем в июне 1989 года летчик-испытатель Виктор Пугачев впервые продемонстрировал миру новую фигуру пилотажа - “кобру” (динамическое торможение в полете, в ходе которого, не изменяя направления движения, самолет задирает нос и некоторое время летит хвостом вперед, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение). Маневр, который позволяет уйти от радиолокационных головок ракет с самонаведением. Теперь Су-30, первый в мире серийный самолет, обладающий сверхманевренностью - двухместный многоцелевой, но уже поколения “четыре плюс”.
Ранее было известно о заказе Индией 272 машин Су-30МКИ - модернизированной коммерческой версии. На экспортных модификациях широко используется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационные и другие приборы в рамках международной кооперации между Россией и другими странами. Машины же, которые планирует взять Казахстан, это Су-30СМ - серийный модернизированный, предназначенный для ВВС России с вытекающей отсюда логикой, что часть “зашитых” в эту модификацию секретов не предназначена для посторонних. Что позволяет эксперту Центра анализа стратегий и технологий Константину Макиенко, чьи слова приводят “Ведомости”, делать вывод об особо близких отношениях между поставщиком и получателем. В данном случае идет речь о Казахстане, как о ближайшем военном союзнике России.
С 2012 года, то есть с момента запуска самолета в серию, Су-30СМ заказывают российские Вооруженные силы (всего для ВВС и авиации ВМФ к настоящему дню заказано 72 машины).
Контракт, о котором идет речь, как уже было сказано, первый на поставку современных российских истребителей не только союзникам по ОДКБ, но и вообще странам СНГ.
Представители “Рособоронэкспорта” и “Иркута” не комментируют сделку. Однако, по информации источника СМИ на предприятии оборонной промышленности и представителя системы военно-технического сотрудничества, речь может идти о контракте на поставку в Казахстан четырех Су-30СМ, которые планируют отгрузить в этом году. Вообще же общий объем поставок Су-30СМ в Казахстан может составить 36 единиц на период до 2020 года. Это следует воспринимать как постепенную замену “вылетающих” свой срок истребителей МиГ-27, МиГ-29, Су-27 и МиГ-31 в составе Сил воздушной обороны Казахстана. Данные самолеты произведены еще в советское время. И, несмотря на то, что техническое состояние этих машин находится на высоком уровне, их жизненный цикл к 2020 году в основном закончится.
Известно, что, по соглашениям в рамках ОДКБ, новые самолеты будут поставлять по ценам, близким к ценам для российских ВВС, а сумма контракта составляет более 5 миллиардов рублей. Кроме того, директор авиазавода Александр Вепрев говорит, что “специалисты в короткие сроки смогут подготовить казахстанских летчиков и инженерно-технический состав казахстанских Военно-воздушных сил к эксплуатации и обслуживанию”.
Развивая тему обновления парка военных самолетов, можно заинтересоваться судьбой отслуживших машин. Часть их, понятно, остается на земле и становится учебными пособиями, ограниченно действующими моделями для летного состава и технического персонала. В небо они, понятно, не поднимаются, но продолжают выполнять определенные функции. Но что происходит с десятками и сотнями других машин?
Можно предположить, что в первую очередь снимается все вооружение и оборудование, содержащие военную, техническую и коммерческую тайны. Скорее всего, эти приборы либо уничтожаются, либо возвращаются к правообладателю. Но что происходит с той грудой совершенно особых металлов и прочих материалов, которые при наличии соответствующих технологий могут быть возвращены все той же авиации в виде нового литья, проката и чего-то там еще, о чем мы даже не подозреваем? Такими технологиями, надо думать, обладает все та же авиационная промышленность России. Уместно ли в этой военной индустрии применить принцип “трейд-инн”, с которым мы сравнительно недавно познакомились? Ведь в этом случае и расходы на перевооружение могли бы оказаться несколько ниже, и специальная авиационная металлургия, если таковая существует, получила бы качественный материал.
Предшествующая замена части устаревающего парка военных самолетов в Казахстане началась в 2013 году с поставки четырех турбовинтовых транспортных самолетов C-295 производства испанского филиала Airbus Military. Контракт предусматривает поставку восьми самолетов к 2018 году. Данная машина призвана сменить завершающие срок летной эксплуатации военно-транспортные самолеты Ан-26 советского производства. Тогда, комментируя первую поставку самолетов западного производства, казахстанские военные пояснили, что за последние два-три десятка лет советское и затем и российское авиастроение не разработало ни одной аналогичной модели, сосредоточившись на модернизации и создании боевой летной техники. Надо полагать, ситуация изменилась... |