|
Юлиана Жихорь
Мировой финансовый рынок снова лихорадит. После относительного летнего затишья на этой неделе он опять ушел в крутое пике. И началось все, как всегда, в Америке
В понедельник один из крупнейших в США инвестиционных банков - “Леман Бразерс” - заявил о своем банкротстве: он имеет необеспеченную задолженность в 157 миллиардов долларов перед 10 крупнейшими кредиторами. В основном речь идет о держателях облигаций (155 миллиардов). За неделю до этого он уже стал причиной лихорадки на биржах - банковский отчет показал слабую отчетность от розничных сетей.
Впрочем, тогда удалось сдержать падение всех котировок - оставалась слабая надежда на то, что южно-корейский Korea Development Bank выкупит часть акций “Леман Бразерс”. Однако, когда стало известно, что корейцы отказались от сделки, бумаги банка рухнули на 45 процентов. Рыночная капитализация банка с начала года сократилась почти на 90 процентов.
Чтобы спасти оставшуюся ликвидную часть бизнеса, “Леман” объявил о банкротстве, надеясь выделить в новую компанию половину своих активов, связанных с коммерческой недвижимостью, на сумму в 21 миллиард евро.
Вскоре после этого британский банк “Барклайз” (Barclays) сообщил, что покупает несколько подразделений “Леман”, на которые не распространяется банкротство. Это инвестиционно-банковский и брокерский бизнес компании в Северной Америке. Кроме того, “Барклайз” приобретет штаб-квартиру “Лемана” в Нью-Йорке и два информационных центра. Вся покупка тянет на 1 миллиард 750 миллионов долларов. (Lehman имеет активы в 639 миллиардов долларов, что больше ВВП такой страны, как, например, Аргентина.)
А всего через сутки после банкротства “Леман Бразерс” крах навис над крупнейшей страховой компанией США, занимающей второе место на мировом рынке страхования имущества, - корпорацией AIG, акции которой рухнули на 60 процентов.
Однако правительство США в отличие от ситуации с “Леман Бразерс” тут же пришло на помощь корпорации - во вторник Федеральная резервная система США дала ссуду AIG в 85 миллиардов долларов в обмен на контрольный 80-процентный пакет акций.
Это немного приостановило падение основных индексов. Тем не менее индекс Доу Джонса потерял 4,5 процента, или 500 пунктов за сессию. Хуже дела обстояли только 17 сентября 2001 года, когда биржи впервые открылись после атак на башни-близнецы.
Обвал, как цунами, захватил весь мир. На азиатских рынках индекс MSCI Asia Pacific упал на 3,9 процента. Индекс Nikkei 225 опустился на 5 процентов, гонконгский Hang Seng - почти на 6 процентов. По итогам торгов во вторник все азиатские рынки продемонстрировали снижение. Падение, возможно, продолжится, поскольку разорившийся “Леман Бразерс” имел в числе кредиторов 7 японских банков (долг - 1,62 миллиарда долларов).
На европейских фондовых рынках также наблюдалось снижение основных индексов. Индекс Парижской фондовой биржи САС 40 упал на 1,69 процента. Британский ФУТСИ-100 потерял чуть более 1 процента, Франкфуртский Dax похудел на 0,77 процента, FTSE 100 обвалился на 3,34 процента до 5030,60 пункта, а DAX - на 0,21 процента до 5952,91 пункта. Индекс MSCI World снизился на 1,3 процента. Значение индекса Reuters/Jefferies CRB, в расчет которого входят цены 19 сырьевых товаров, упало в понедельник на 3,3 процента - до 348,26.
В среду падение продолжилось. Основные фондовые индексы США по итогам торгов 17 сентября снова снизились на фоне новостей о финансовой помощи страховой компании AIG и опасений инвесторов. Индекс Dow Jones - 4,09 процента - опустился до 10 607,14 пункта. Высокотехнологичный Nasdaq упал на 4,94 процента, а Standard & Poor’s 500 потерял 4,71 процента.
Финансовый рынок России пережил один из самых тяжелых дней после кризиса 1998 года. Из-за обвала котировок биржи прервали торги. Только за понедельник РТС потеряла 11,5 процента, ММВБ - почти 18 процентов. Открытие биржи во вторник вопреки ожиданиям не принесло роста котировок. После полуторачасового падения основных индексов сессия была остановлена по распоряжению Федеральной службы по финансовым рынкам.
Ценные бумаги ряда казахстанских компаний в понедельник тоже продемонстрировали падение на международных фондовых биржах. GDR Альянс Банка упал в Лондоне на 6,58 процента. Акции ENRC рухнули на LSE на 9,14 процента, акции “Казахмыса” опустились на 11,85 процента.
В понедельник индекс KASE упал на 4,11 процента. “Казахмыс” упал на 10,2 процента, банк “Халык” упал на 12 процентов.
По словам вице-президента Казахстанской фондовой биржи (KASE) Андрея Цалюка, падение наших индексов менее заметно, поскольку фактически и не останавливалось: “Где-то с середины июля мировые рынки падать в общем-то прекратили и пошли в боковом тренде, а вот фондовые рынки нашего и российского рынков продолжали падать так же быстро. Этот факт дает мне основания полагать, что сейчас мировые фондовые рынки просто догонят нас, а вот мы будем падать приблизительно с той же скоростью, с которой и падали”.
По мнению Цалюка, сейчас Запад преподнес сюрприз: “я еще жду сюрпризов от рейтинговых агентств, которые могут в общем-то нехорошо пройтись по рейтингам наших банков и, может быть, даже по страновому рейтингу чуть позже, анализируя результаты деятельности за 9 месяцев и свою финансовую отчетность, которая тогда поступит к ним. Поэтому я думаю, что это еще не дно”. |