|
Алла Иванилова
В ближайщие годы в Казахстане серьезно реконструируют несколько аэропортов. В частности, это касается и воздушной гавани столицы благодаря ЭКСПО-2017. А вот алматинский аэропорт перемены (которые явно не помешали бы) не ждут - несмотря на грядущую в том же году Универсиаду. Разве что южная столица выиграет право провести Олимпийские игры в 2022 году...
По поручению президента страны в ноябре 2013 года в структуре АО “НК “Казахстан Темир Жолы” создали специализированную компанию по управлению аэропортами - ТОО “Airport Management Group”. В доверительное управление сроком на семь лет ей переданы пакеты акций шести аэропортов - Астаны, Кокшетау, Петропавловска, Костаная, Шымкента, Кызылорды. Всего в портфель управляющей компании предполагается консолидировать 11 аэропортов. В перспективе список пополнят аэродромы Актобе, Атырау, Павлодара, Усть-Каменогорска и Семея.
После того, как некоторые аэропорты были взяты под крыло Airport Management Group, провели проверку, которая выявила серьезные проблемы, связанные с их тяжелым материальным положением. Так, ряд региональных государственных аэропортов - Кокшетау, Семея, Петропавловска - не имеют возможности покрывать свои операционные затраты в рамках существующего объема перевозок пассажиров и грузов. В мировой практике вопросы содержания региональных аэропортов в работоспособном состоянии берет на себя государство, которое может временно субсидировать авиамаршруты. Кроме того, по примеру Финляндии, Северной и Южной Америки, России можно консолидировать объекты стратегической инфраструктуры аэродромов в руках отраслевого министерства, что позволит снизить нагрузку по налогу на имущество после реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов.
Дать вторую жизнь отечественным аэродромам, многие из которых напоминают заброшенные ангары, должна реконструкция: в частности, до 2020 года планируется на нее потратить 167 миллиардов тенге, а до 2030 года дополнительно инвестировать еще 22,8 миллиарда тенге. В период с 2015 по 2017 год реализуют крупные проекты по реконструкции взлетно-посадочных полос, пассажирских терминалов и аэродромной инфраструктуры аэропортов Астаны, Кызылорды, Шымкента, Петропавловска и Костаная. На эти цели уже предусмотрено около 99 миллиардов тенге.
Естественно, воздушная гавань Астаны должна быть самой показательной. В последнее время возникает много нареканий в адрес столичного аэропорта. Длинные очереди при прохождении паспортного и таможенного контроля, завышенные цены в магазинах и точках общепита, навязчивые таксисты - все это портит настроение и впечатление как иностранных гостей, так и местных жителей. А ведь через два года на Международную специализированную выставку ЭКСПО в Астане ожидают от двух до трех миллионов гостей. Первое, по чему зарубежные гости будут судить о казахстанской столице - это ее воздушные ворота. Международный аэропорт “Астана”, мягко говоря, нельзя назвать в этом плане показательным. Это признают и сами чиновники. В частности, недавно аким Астаны Адильбек Джаксыбеков раскритиковал его работу. “Огромные очереди выстраиваются на паспортном контроле, программа зависает, незнание иностранных языков персоналом, завышенные тарифы - и это далеко не полный перечень проблем. Об этом говорят и пишут простые люди, известные журналисты и бизнесмены, которые столкнулись с такой ситуацией. Качество услуг не соответствует мировым стандартам”, - отметил он. Чтобы не осрамиться перед множеством иностранных гостей, все силы ТОО “Airport Management Group” направит на преобразование воздушной гавани Астаны.
В компании признают, что “существующих мощностей однозначно не хватает”. Аэропорт Астаны уже достиг своей максимальной производственной мощности: в этом году пассажирский поток составит около трех миллионов пассажиров. В этой связи построят новый пассажирский терминал, пропускная способность которого в час пик составит до 1500 пассажиров, или четыре миллиона в год. Таким образом, после реконструкции и строительства нового терминала столичный аэропорт сможет принимать до семи миллионов человек в год. При этом действующий терминал будет использован для внутренних рейсов.
Уже сейчас в целях улучшения комфорта пассажиров при прохождении паспортного и таможенного контроля внедрена американская система управления очередью. Сейчас ведутся переговоры о привлечении мирового лидера по предоставлению наземных услуг по обслуживанию пассажиров и воздушных судов. В частности, организацию питания в столичном аэропорту обеспечит одна из мировых компаний в сфере общепита, также привлекут одну из лучших компаний по производству бортового питания. К слову, в этом году запускается новый цех бортового питания.
Руководство управляющей компании Airport Management Group заверило, что цены в кафе и магазинах столичного аэропорта будут снижены. “До 2014 года у нас в законодательстве было регулирование доходов от неавиационной коммерческой деятельности, которые не могли превышать пяти процентов от авиационной деятельности. Соответственно, каким-то образом развивать неавиационную коммерческую деятельность, такую, как те же кафе и магазины на территории аэропорта, смысла не было. Они сразу же подвергались штрафам со стороны антимонопольных органов. Сейчас возможность появилась. Мы меняем кардинально подход ко всем участникам рынка услуг, которые будут предоставляться на территории аэропорта. Вопрос цен у нас первоочередной. В первом полугодии этого года уже изменят подход в аэропорту Астаны ко всем, кто предоставляет услуги, связанные с обслуживанием пассажиров по качеству, по ценам и другим параметрам”, - отметил заместитель генерального директора по финансам Аскар Муратбаев. К слову, в аэропорту Астаны работают около 30 арендаторов, предоставляющих услуги по питанию, связи, упаковке багажа, предоставлению такси, торговых точек.
Во многих зарубежных аэропортах для прилетающих создана удобная транспортная сеть, благодаря которой можно быстро добраться в город. Будь то метро или электричка. В Астане (как и в других городах Казахстана) с этим проблема. По маршруту аэропорт - город ходят только автобусы, да и те лишь днем. Однако о том, как именно будет развиваться транспортное сообщение между городом и аэропортом с учетом увеличения пассажиропотока, чиновники пока не говорят.
Еще одна проблема воздушных ворот Астаны - таксисты. Так называемые бомбилы, встречающие прилетающих со словами “Такси надо?”, испортят впечатление о любом, даже самом комфортном аэропорте. Создать там единую цивилизованную сеть такси пытался не один аким Астаны. Однако “изгнать” бомбил с теплого места так ни у кого и не получилось. Вот и на этот раз столичный аэропорт намерен до апреля 2015 года выбрать единого оператора такси. Конкурс на эту “вакантную должность” проведут в феврале-марте. Что касается паркинга на территории аэропорта, то тут его представители ссылаются на международный опыт. Мол, во многих зарубежных аэропортах нахождение на парковке без оплаты составляет от 5 до 15 минут, а не 30, как в астанинском. А в некоторых и вовсе не предусмотрена бесплатная стоянка.
Каким принципом руководствовались чиновники, отбирая 11 аэропортов страны, которые будут переданы в доверительное управление ТОО “Airport Management Group”, не вполне понятно, как и то, почему в этом списке нет Международного аэропорта Алматы. Ведь это крупнейший аэропорт в Казахстане, который занимает первое место в стране по внутренним и международным пассажирским и грузовым авиаперевозкам. Кроме того, роль воздушных ворот Алматы усиливается для страны, учитывая предстоящую зимнюю Универсиаду в 2017-м и возможное проведение зимней Олимпиады в 2022 году. Алматинский аэропорт далеко не показательный, и там аналогичные проблемы, как и в других воздушных гаванях Казахстана, только гораздо в большем объеме, учитывая его размер, больший пассажиропоток и количество авиарейсов. Стоит отметить, что аэровокзал Алматы уже не справляется с потоком пассажиров и грузов. Не хватает оборудования, необходимого для полноценной работы и открытия новых рейсов. К примеру, вместо нужных 500 сидений в залах только 360, а вместо 10 трапов для самолетов на балансе аэропорта только четыре. В результате многие потенциальные авиапартнеры избегают Казахстан, а желающие вылететь из страны граждане вынуждены выезжать для этого в аэропорты Кыргызстана или Узбекистана.
Однако темпы роста пассажиропотока через аэропорт Алматы ограничиваются его территориальным расположением, что сдерживает потенциальный рост авиаперевозок и не позволяет в перспективе использовать данный аэродром в качестве лидирующего пассажирского хаба в регионе. Кроме того, в связи с туманностью в осенне-зимний период, жалобами населения в отношении авиашумов и неблагоприятной орнитологической обстановкой назрела необходимость строительства нового аэропорта вблизи города Алматы. Согласно концепции проекта сингапурских инвесторов, новый аэропорт Алматы будет транзитным хабом для Центральной Азии с пропускной способностью до 10 миллионов пассажиров в год на первом этапе, с возможным увеличением до 40 миллионов. Он займет площадь около 2000 гектаров и разместится в 48 километрах от северо-восточной части города, недалеко от поселка Жетыген. Сингапурская компания также разработала план прилегающего к аэропорту города-спутника с развитой социальной инфраструктурой. Проект уже одобрен президентом республики и определен инвестор с казахстанской стороны - АО “ФНБ “Самрук-Казына”. Вот только когда он будет реализован - вопрос времени. А тем временем, как считают чиновники, существующий аэропорт можно совершенствовать только в целях краткосрочной перспективы.
Астана |