|
Алан Байтенов
Отечественный автомобильный рынок переживает непростые времена. Только за ноябрь-декабрь прошлого года в Казахстан из России завезли более 20 тысяч автомобилей. И, по мнению официальных лиц - эта цифра будет только расти. После отмены НДС на автомобили (для тех, что ввозят из стран - участниц Таможенного союза) и ограничений по годам выпуска (соответствия стандартам ЕВРО-4) более ничто не сдерживает приобретение автомобилей на вторичном рынке ближнего зарубежья. К тому же очень кстати проявилась ситуация с курсом рубля - казахстанцу чрезвычайно выгодно приобретать авто, к примеру, в России. Естественно, все это отражается на ценах и на объемах продаж внутри Казахстана. Уже сегодня говорят о падении спроса на автомобили, которые произвел отечественный автопром, примерно на 60 процентов и о падении цен на вторичном рынке примерно на 30 процентов
О том, что это, похоже, интересно кому-то на самом высоком уровне, говорит и отсутствие активной реакции официальных дилеров и производителей отечественных автомобилей. Вспомним, как представители этого бизнеса выступали против того же самого “правого руля” или автомобилей, что не соответствуют нормам ЕВРО-4. По большому счету, в том числе и с их подачи, по крайней мере, так обозначили обществу, приняли соответствующие документы, которые запрещали ввоз некондиционных автомобилей из зарубежья. Сегодня же, говорят эксперты, ни один сдерживающий документ не действует - отчего из Белоруссии и России можно ввозить автомобили любого года выпуска и любого экологического состояния. Да, ограничения остались прежними, но только в случае с теми странами, которые не входят в ЕАЭС.
Но сейчас не об этом. Тем более угроза, что в Казахстан “рванет” автохлам, сегодня минимальна - за сравнительно небольшие деньги можно приобрести приличный автомобиль, который будет соответствовать всем стандартам. В общем, вернемся к теме бесконтрольного завоза автомобилей на территорию Казахстана. Бесконтрольного условно - все документы, подтверждающие приобретение, пересечение границы и постановку на учет, по-прежнему необходимы. Однако сегодня уже не действуют нормы по акцизу и НДС. Конечно же, в рамках Таможенного союза. Отправная точка - вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. В нем есть норма, которая и исключает взимание дополнительных платежей на товары, которые ввозят на территорию ЕАЭС, так сказать, не для последующей наживы. При такой формулировке, естественно, можно попрощаться и с акцизом, который необходимо было оплачивать, в случае если у твоего авто двигатель с рабочим объемом больше трех литров. К сведению, около 100 тенге за кубический сантиметр.
И все бы ничего, наш рынок постепенно справился бы, однако “очень кстати” произошло серьезное падение рубля. Конечно же, это произошло гораздо раньше вступления подобного соглашения, и те, кто держит руку на пульсе, еще в ноябре-декабре воспользовались ситуацией и начали приобретать автомобили в России. Там до сих пор сильна привязка к рублю, а не к доллару. И только за этот период наши сограждане завезли в Казахстан более 20 тысяч автомобилей. Естественно, с каждым последующим месяцем эта цифра будет только расти - вступивший в силу договор только облегчил завоз автомобилей из России и Белоруссии.
Вторичный рынок Казахстана тут же отреагировал - сегодня наблюдается, как минимум, 30-процентное падение цен. Произошло это из-за двух моментов - многие из наших соотечественников отдавали автомобили гораздо дешевле для того, чтобы высвободить деньги для покупки машин за границей. Второе - на рынке уже появились вновь привезенные “дешевые” автомобили. Как правило, торговцы также отдавали их с минимальной накруткой - опять-таки необходимо было высвобождать деньги для новой партии авто. И не исключено, что с отменой НДС и акциза цены на вторичном рынке упадут еще.
Естественно, изменилась ситуация и с первичным рынком автомобилей. Особенно с теми машинами, что собрали на территории нашего государства. Как отмечает Аблай Мырзахметов, председатель правления Национальной палаты предпринимателей РК: “Примерно на 60 процентов упали объемы внутренних продаж. У нас автопром только начал вставать на ноги, и это, конечно, сигнал, на который мы должны реагировать”.
Как, пока не известно. Однако господин Мырзахметов в качестве одной из мер предлагал вводить квоты: “Снижение курса рубля ставит в неравные конкурентные условия наших отечественных товаропроизводителей, особенно в приграничных регионах. Какие здесь меры могут быть? Мы должны квотировать, то есть как-то закрывать по ключевым, чувствительным позициям: по автомобилям - это в первую очередь”. Но, как мы видим, пока ситуация остается на прежнем уровне - доступ б/у автомобилей никак не ограничен.
Впрочем, эта ситуация показала и другое - предложение наших автомобильных производителей настолько скудно и не выгодно, что наш автопром попросту не может выдержать конкуренции двух-, трехлеток из России. Время упущено также и потому, что со стороны государства практически не предпринимались шаги по популяризации продукции отечественных автопроизводителей. К примеру, полностью отсутствуют преференции при покупке. К тому же нет специальных льготных программ кредитования, которые работают в странах с развитой автомобильной промышленностью.
Это отразится и на продажах официальных дилеров, которые представляют другие марки. Как показывают исследования (доступны в открытых источниках), реализуемые у нас автомобили, как минимум, на 30-50 процентов дороже по сравнению со своими “собратьями”, которых продают в России. И не обязательно это “бешеная маржа” автодилеров - просто разные рынки, и поэтому условия приобретения отличаются. Тем самым в ближайшее время аналитики предвещают падение цен на новые авто, что поставляют официально. Нечто похожее мы уже видели совсем недавно - одна из автомобильных компаний сделала колоссальную скидку на одну из моделей - “срезала” около десяти тысяч долларов. Естественно, автомобили из салонов ушли в течение одного-двух дней.
Конечно же, никто не берет в расчет, что будет со вторичным рынком. Да и официальные дилеры в любом случае смогут “выплыть”. Ситуации были разные и даже, на наш взгляд, сложнее - вспомнить хотя бы кризисные 2008-09 годы. И сейчас, наверное, главный вопрос в другом - сможет ли выжить и как воспримет этот удар отечественный автопром? Ведь он только-только начинает свои шаги. В то же время мы постоянно выступаем за естественное рыночное регулирование ситуации. Но, как говорится, рынок диктует свои правила: не можешь выдержать конкуренции - развивайся или уходи. Интересно, что выберут? Учитывая, что сегодня для Казахстана развитие промышленности вроде как дело государственной важности, и в то же время сильный, независимый отечественный автопром вроде как и не первостепенная задача. |