|
Айгуль Жилкишина
С середины декабря в Алматы начал работать цирк на воде - по планам гастроли артистов Московского дельфинария продлятся не менее шести месяцев. В дни школьных каникул выступления двух дельфинов (черноморские афалины) и кита (белуха) проходили по три раза в день. Некоторым зрителям это доставило радость, но были и те, в ком эта новость вызвала негодование и протест. Социальные сети переполнены возмущенными откликами защитников животных, неравнодушных людей и читателей нашей газеты
Одно из мнений звучало следующим образом: “Это просто ад, завернутый в яркую конфетную обертку. Концлагерь на сцене под бурные аплодисменты и радостный смех. Легальная пыточная камера, выставленная на радость публике. Публичная казнь на городской площади не менее красочное зрелище, чем этот театр кошмара, которое мы радостно оплачиваем, покупая билеты в первые ряды...” Трудно не отреагировать на такой крик души.
Для жителей Алматы увидеть живых дельфинов - дело редкостное. Моря у нас нет, шум океанского прибоя знаком только по впечатлениям от путешествий, и то далеко не всем. Поэтому многим вспоминаются знакомые по фильмам веселые обитатели аквапарков, которые выполняют сложные трюки, танцуют вальс, поют и даже рисуют.
В нашем городе уже есть подобие океанариумов, где можно понаблюдать за экзотическими для наших краев представителями фауны. При этом в стационарных условиях содержания морских животных соблюдаются все нормы, так как это удовольствие не дешевое и владельцы заинтересованы в их отличном самочувствии.
Но кочующие цирки на воде - это просто вид бизнеса. Пока оставим за скобками этическую сторону пребывания дельфинов в неволе - это насилие. Многие возразят - тогда нужно закрыть зоопарки, не есть мясо, не носить меховую одежду. Но я веду речь не об этом - я сама хожу в зоопарки, использую мех животных для защиты от холода. Я просто предлагаю задуматься о том, что условия содержания таких артистов поневоле должны быть гуманными.
Во-первых, этот “цирк на воде” располагается в ангаре на автомобильной стоянке барахолки. Сколько оборудования должны иметь устроители зрелища, чтобы поддерживать нужный температурный, водно-солевой и другие режимы? У меня есть сомнения, что у них в наличии вся аппаратура, если они выбрали для выступлений своего цирка не самое престижное место в пригороде Алматы.
Во-вторых, этот резервуар с водой резиновый. Все знают, что водная среда гораздо плотнее воздушной, поэтому звуки под водой более ощутимы. Особенно если вода находится в резиновом резервуаре - отскок звуковых волн более мощный. Поэтому содержание их в такой очень небольшой для габаритов их тел “ванной” можно сравнить с сильными ударами по ушам. А если добавить громкие голоса публики, хлопки, звуки работающей аппаратуры, то трудно представить, что у них вполне счастливое существование.
Связавшись с представителями Московского дельфинария, мне удалось получить комментарии администратора Любови, фамилию свою она называть не стала. По ее словам, у них отличные нормы содержания животных - уход за ними бесподобный, они себя отлично чувствуют. В таком климате, как в Алматы, дельфины не в первый раз и работают в этих условиях отлично. Далее представитель дельфинария ответила: “Если бы мы наносили какой-либо вред дельфинам, нас давно бы закрыли. Что касается размеров ангара, то они полностью соответствуют санитарным нормам”.
Этот цирк на воде работает уже 7 лет. Меня заверили, что животные чувствуют себя хорошо как при переездах, так и при работе. Кроме того, животных всегда кормят, бассейн чистят регулярно. На мой вопрос, как можно определить, хорошо ли чувствуют себя дельфины в такой тесноте, администратор Любовь ответила: “Дельфины понимают все команды и выполняют их”.
Другого ответа от устроителей такого водного аттракциона ожидать, понятное дело, не следовало. В нормативах по содержанию дельфинов-афалин сказано, что допускается их содержание в традиционных бетонных, металлических или пластиковых бассейнах. Однако в состав бассейнов (вольеров) дельфинария в обязательном порядке должны входить:
- бассейны для совместного и раздельного содержания животных;
- бассейн для представлений;
- бассейн-изолятор (допускается мобильный, надувной, быстровозводимый).
Надувные резервуары не должны использоваться для длительного содержания животных. Эти морские животные только в Алматы собираются выступать полгода, а в таких условиях они кочуют уже 7 лет. Все-таки стоило бы владельцам этого аттракциона призадуматься о минимуме комфорта для тех, кто приносит им деньги.
В мире людей.
Людей ли?
Такой вопрос задала психолог Анастасия Коньшина, узнав о выступлениях цирка на воде. Она полагает: “На мой взгляд, открытие резинового (пыточного) дельфинария - это откровенное кощунство, варварство, квинтэссенция нашего невежества и необразованности.
Это падение вниз во всех сферах. Общей культуры, морали, духовности, педагогики, воспитания, экономики, экологии. Как можно привезти дельфинов, высокоразвитых морских созданий, в условия степи, без доступа морской воды, без пространства для свободного плавания?
Но почему-то очереди к дельфинарию - на километр. Что это? О чем думают стоящие в очереди родители, о чем они разговаривают со своими детьми? Точно не о том, что за животное - дельфин, каким интеллектом он обладает, какие последние данные получили ученые-дельфинологи об этих удивительных животных. Не о том, как долго способен выжить дельфин в подобном месте. И не о том, что этот дельфинарий (возможно, уже с новыми жертвами) перекочует еще дальше по территории Казахстана.
То, как человек относится к животным, - это, по сути своей, характеристика качеств его собственной души. Животное выступает лишь зеркалом зрелости и гуманности человека. Даже кошку нельзя брать на руки против ее воли. И духовно развитый человек это чувствует, знает. И живет в гармонии с природой. Не во зло. И не вопреки”.
Специалисты говорят: трагедия дельфинов в том, что, в отличие от большинства животных, они не могут выглядеть несчастными
Привожу ниже комментарий бывшей сотрудницы дельфинария: “Если тигру или медведю в клетке плохо, он лежит, плохо пахнет и почти не двигается. А дельфин не может жить без движения. Он так здорово прыгает, быстро плавает, красиво машет хвостом и плавниками, правда? Теперь представьте, что это для него единственный способ выжить. Дельфинам в дельфинарии не может быть хорошо просто потому, что в дикой природе обычный дельфин проплывает в среднем около 100 километров просто так, играя, общаясь, охотясь. Не из необходимости, это такая потребность в движении, если даже еда и условия на месте прекрасные, он все равно плавает, а в бассейне столько не проплывешь. А без движения дельфин погибнет. Уже совсем по-другому выглядит теперь это шоу, да?
А еще строение челюсти у дельфинов такое, что они как будто все время улыбаются. Прямо-таки Гюго, “Человек, который смеется”. Люди не верят в то, что кто-то может так улыбаться и страдать одновременно.
Дельфины к тому же очень чувствительны к звукам, постоянная работа насосов, шум толпы, генераторы и другое оборудование - этих звуков нет под водой, там тихо. А в дельфинарии постоянный шум приводит к стрессам и серьезным заболеваниям животных.
Дельфинов для дельфинариев ловят в Японии. По крайней мере, ни одна другая страна не готова признать, что тоже это делает. Один дельфин стоит 150 000 долларов и приносит до миллиона долларов в год прибыли. Это очень прибыльный и очень жестокий бизнес, который можно остановить, только сделав его невыгодным. Не покупать билеты в дельфинарии. Игнорировать все шоу дельфинов.
Если бы дельфинам было хорошо в неволе, они бы жили, а из них половина погибает в течение первых трех месяцев в неволе. В море дельфины живут до 30 лет, а в дельфинарии погибают максимум через пять. А в Орландо, в парке Sea World, за 25 лет умерли 24 касатки. По одной в год, а это самые сильные дельфины, которые живут по 50-70 лет”.
P.S. Ученых всегда привлекали эти млекопитающие с высокоорганизованным интеллектом - потенциал их мозга оценивается выше, чем у людей. Огромный диапазон средств общения дельфинов все еще удивляет ихтиологов. Их разум военные разведчики использовали еще со времен Второй мировой войны, а в наши дни в океанариумах эти общительные существа помогают выздоравливать детям, которым нужен специальный уход. Маленькие аутисты, пациенты с ДЦП-дагнозом и другими особенностями сами выходят из своего мира, играя с дельфинами, плавая с ними.
Осознаю, что уровень духовности в наши дни не позволяет человечеству выпустить всех дельфинов на волю, но все же хочу привести слова выдающегося знатока водной стихии Жака-Ива Кусто: “Изучение дельфинов в неволе будет иметь примерно такую же образовательную ценность, как и изучение человечества только путем наблюдения за заключенными, содержащимися в одиночных камерах”. |