|
Юлиана Жихорь
В конце прошлого года премьер-министр страны осторожно предположил, что в 2015 году казахстанский бюджет ждет сокращение как результат влияния мировой экономики, ситуации на российском рынке и цены на основные экспортные казахстанские товары. Судя по всему, уточнения коснутся нашего бюджета уже в первом квартале. И парламентарии, проведя автономную от правительства работу по анализу расходов, уже нашли статьи расходной части бюджета, которые можно сократить на фоне экономических катаклизмов. Речь идет в том числе и о возможном урезании средств в социальном блоке
Попавшая в сеть первая часть подготовленного депутатами отчета касается Министерства здравоохранения и социального развития. Судя по выводам депутатов, ситуация со здравоохранением у нас явно не соответствует объемам финансирования, а потому предлагается на много миллиардов секвестрировать бюджет отрасли.
В первую очередь речь идет о многочисленных социсследованиях и консалтинговых услугах. В предыдущие пару лет на эти цели потратили более полумиллиарда тенге, на ближайшие два года сумма должна, согласно бюджету, увеличиться вдвое, составив 1,094 миллиарда.
Сюда входят такие исследования, как обзор состояния рынка труда, разработка модернизации политики занятости, методологическое сопровождение и мониторинг реализации Госпрограммы развития здравоохранения РК на 2016-2020. Все они, по мнению депутатов, не являются жизненно необходимыми в кризис. А значит, расходы по ним следует либо сократить, либо вообще временно приостановить до лучших времен.
Не нуждаются в финансировании и разного рода медицинские НИИ, финансируемые из бюджета. В их список депутаты включили Институт глазных болезней, онкологии, кардиологии, проблем туберкулеза и другие, а также разного рода квазигосударственные организации типа Республиканского центра развития здравоохранения и Республиканского центра электронного здравоохранения. Согласно депутатскому отчету, эти учреждения не выполняют задачи по развитию институционального потенциала отрасли и соответствию международным стандартам. А значит, нерентабельно тратят выделяемые из бюджета каждому из них более миллиарда тенге.
Еще один ненужный пункт расходов - скрининги и обновление технической базы поликлиник. Скринингов, по мнению депутатов, у нас слишком много (восемь против четырех традиционных для развитых стран). Сокращение их количества в два раза позволит бюджету сэкономить около девяти миллиардов тенге. К тому же скрининг-обследования не дают должного уменьшения заболеваний, поскольку проводятся “поголовно”, а не среди целевых групп.
Про медтехнику и говорить нечего. Счетный комитет по контролю за исполнением государственного бюджета неоднократно отмечал, что часть оборудования не используется, простаивая бесполезно по причине отсутствия опыта работы на нем или вообще по причине его ненужности в той или иной клинике.
Например, в 2012-2014 годы только Национальному медицинскому холдингу выделили 4,2 миллиарда тенге на закуп медоборудования. Однако почти четверть средств оказалась бесполезной - 452 различных аппарата простаивают из-за неисправности, устаревшего программного обеспечения, ненадобности и т.д. Сама же деятельность НМХ убыточна и финансируется исключительно из бюджета, на что ежегодно из РБ выделяют более семи миллиардов тенге.
Депутаты предлагают не тратить 23 миллиарда тенге в ближайшие пару лет на закуп техники, а для начала провести анализ - какое именно оборудование требуется для каждой клиники. И обеспечить не только его закуп, но и ремонтную базу для медтехники.
Все это вместе с реальным запуском программ по обучению врачей по мировым стандартам позволит, по мнению депутатов, улучшить ситуацию со здоровьем казахстанцев. И сэкономит миллиарды тенге, которые сегодня выбрасывают на пропаганду здорового образа жизни. Этими расходами депутаты также недовольны. Поскольку объемы финансирования ЗОЖ явно не отражают уровня заболеваний граждан.
Так, в 2013 году на это направление выделили почти полтора миллиарда тенге, в прошлом году только на различные НПО в этом направлении выделили более полумиллиарда. Вместо этого авторы анализа предлагают ограничиться пропагандой в республиканских СМИ. А заодно перевести НМХ на самофинансирование, пересмотрев заодно и механизм оплаты труда медицинских работников при одновременном усилении программ подготовки и переподготовки врачей общей практики.
Ну и, наконец, самое интересное. Депутаты предлагают пересмотреть систему оказания адресной социальной помощи. По мнению депутатов, пора исключить из списка получателей этой помощи трудоспособное население (включая категорию так называемых самозанятых на селе). По сути, по предложению депутатов, адресная социальная помощь должна являть собой пособие по безработице. Последнее же предусматривает обязательство регистрации на бирже труда, прохождение переобучения по востребованным специальностям и трудоустройство (на предложенные биржей рабочие места). В противном случае или в случае отказа в трудоустройстве на предложенные вакансии выплата пособия прекращается.
По расчетам парламентариев, эта схема позволит сэкономить значительную часть из заложенных на ближайшие три года 267,9 миллиона тенге.
В целом только эти предложенные корректировки бюджета позволят существенно сэкономить бюджетные средства. Не исключено, что подобная ревизия будет проведена по всем статьям госрасходов. И, по сути, является хорошим сценарием-подспорьем для правительства, как и что сокращать (уточнять) в бюджете, как минимум, года текущего. Ведь, судя по всему, роста стоимости барреля нефти и других сырьевых экспортных ресурсов в ближайший квартал не предвидится, что нанесет существенный урон бюджету.
Единственное, что обещают не сокращать как депутаты, так и власти - это социальные выплаты: зарплаты, пенсии, стипендии и пособия. Но, видимо, механизмы их начисления все-таки будут корректироваться.
Астана |