|
Юлиана Жихорь
Мировой экономический кризис добрался-таки до казахстанского бюджета. Президент страны сообщил о намерениях властей сократить бюджетные расходы. Пока лучше не станет
Нынешней осенью правительство уже вынуждено было корректировать параметры бюджета, урезая заведомо не исполняемые до конца года статьи расходов (в основном речь шла о все еще не проведенных тендерах и конкурсах). Соответственно снижению расходной части снижалась и доходная: уменьшение интереса к основным экспортным товарам РК существенно обедняет уровень поступлений в бюджет. На фоне замораживания активности крупных сырьевых и перерабатывающих компаний постепенно замирает и более мелкий бизнес, специализирующийся на обслуживании “крупняка”.
А тут еще резкая девальвация российского рубля.
После обесценивания российской валюты по отношению к доллару и тенге (в среду курс рубля к тенге составил один к трем), казахстанцы ринулись скупать автомобили и бытовую технику в российских магазинах. В приграничных с РК городах автосалоны распродали авто буквально за считанные недели. Причем с “фьючерсной поставкой” на два-три месяца вперед. Дело в том, что, согласно российским порядкам, все цены на товары там фиксируются в рублях с правом изменения их по отношению к иностранным валютам раз в квартал. Вот и получается, что стоимость товаров в РФ снизилась едва ли не в два раза по отношению к докризисным и к стоимости аналогичных товаров на территории нашей страны.
Например, новую Toyota Camry в российском автосалоне можно было купить за 18-20 тысяч долларов, в то время как в Казахстане аналогичный автомобиль стоит от 30 тысяч долларов.
По рассказам “приграничных” россиян, автовозы в РК идут вереницей.
А это значит только то, что отечественный автопром в ближайшие полгода ждет застой - на вторичном рынке можно будет приобрести практически новый автомобиль (с минимальным пробегом) за цену с хорошим дисконтом.
То же самое и по другой технике. Например, в российском “Эльдорадо” фотоаппарат Nikon 7000 стоит 600-700 долларов, в Казахстане в сети “Технодом” - на 300-400 долларов дороже. Естественно, в переводе на национальные валюты.
В условиях, когда население пытается экономить, не зная, что будет с экономикой дальше, государство не может оставаться в стороне.
“Будет трудно и нам, потому что мы - часть мировой экономики. Это надо принимать нам всем во внимание, каждому казахстанцу. Поэтому и нам нужно пойти в это время на сокращение части расходов уже утвержденного бюджета”, - заявил Нурсултан Назарбаев на торжественном собрании по случаю Дня Независимости.
Однако новых повышений зарплат и пенсий пока ждать не стоит: “Наверное, в эти тяжелые годы мы не сможем дальше поднимать пенсии или заработные платы, но сегодняшний уровень сохранить мы обязаны. Кризис пройдет, сложности пройдут, и мы снова вернемся к той политике, которую мы проводили. И мы обязательно наверстаем динамику роста по всем направлениям”.
Коснется ли это обещанных повышений бюджетникам и студентам, пока не понятно. Напомним, что в феврале текущего года президент дал поручение о повышении ряда социальных выплат (и эти цифры заложены в бюджет 2015-2016 годов): с января 2016 года размер стипендий учащихся-отличников должен был увеличиться на 25 процентов, с 1 июля 2015 года оклады работников здравоохранения - вырасти на 28 процентов, образования - на 29 процентов, социальной защиты - на 40 процентов. Социальные пособия по инвалидности и утере кормильца обещали повысить к 1 июля 2015 года на 25 процентов.
Впрочем, президент сообщил, что замораживание и сокращение “не затронет социальных расходов”. О каких расходах идет речь, как уже было сказано, непонятно.
Но в любом случае в ближайшие годы под нож могут пойти программы, которые: показали свою неэффективность, не являются первоочередными, не входят в перечень семи направлений в рамках “Нурлы жол - Путь в будущее”. Если провести ревизию государственных программ и проектов, таковых у нас может набраться едва ли не на половину инвестиционного пакета бюджета.
Учитывая тенденцию постепенного укрепления доллара (в том числе и в паре доллар - евро), Назарбаев поставил перед правительством и Национальным банком две важные задачи: дедолларизацию экономики и переход к инфляционному таргетированию.
В первой части несколько начальных шагов уже сделаны. Так, во время встречи глав правительств стран ШОС Карим Масимов обратился к коллегам по Шанхайской организации сотрудничества проводить взаиморасчеты в национальных валютах. “Мы выступаем за скорейший запуск механизмов финансового сопровождения проектной деятельности в рамках ШОС. Считаем также возможным приступить к взаиморасчетам в национальных валютах. У нас уже есть наработки на двустороннем уровне, которые можно было бы перевести в плоскость всей организации”, - заявил он.
Ранее уже заявляли, что на национальные валюты во взаиморасчетах переходят Казахстан и Китай. К этому же стремится и Россия. Идея более широкого применения нацвалют в торговых и других расчетах внутри группы БРИКС поддерживается всеми странами-участницами.
Второй важный вопрос: переход Казахстана к инфляционному таргетированию.
И вот тут начинается самое интересное. Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем: центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции, прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достичь, а разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. То есть денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения.
При инфляционном таргетировании Национальный банк должен располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для выполнения этого условия государству необходимо отказаться от принципа “фискального доминирования” - бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику. То есть правительству не следует заимствовать у Нацбанка средства. При этом эксперты отмечают необходимость высокого уровня развитости внутреннего финансового рынка.
Национальный банк для поддержания нужного уровня инфляции должен использовать учетную процентную ставку. Повышение этой ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег. Одновременно с этим повышается и ставка кредитования в БВУ, что снижает спрос на кредитование.
Уменьшение ее понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег, но повышает привлекательность кредитов. То есть, с одной стороны, повышение учетной ставки снижает количество денег на руках у населения, но повышает инфляцию, с другой - понижение ставки увеличивает число “ручных накоплений”, но снижает уровень инфляции.
Учитывая, что Казахстану предстоит реализация программы “Нурлы жол - Путь в будущее”, что предполагает активное использование кредитных инструментов для реализации проектов, по логике следует, что учетная ставка Нацбанка должна остаться на прежнем уровне в 5,5 процента (к слову, ставка не менялась с лета 2012 года).
Однако, как говорится в докладе миссии МВФ, которая недавно побывала в Казахстане, Национальный банк намерен “в ближайшем будущем ввести новую ключевую ставку, формируемую с учетом операций на открытом рынке, в целях создания более эффективных ориентиров для основных ставок на рынке капитала и более действенного сдерживания инфляционного и курсового давления”. Кстати, согласно докладу МВФ, “введение новой ключевой процентной ставки должно обеспечить возможность более значительных колебаний обменного курса в рамках установленного коридора, а также расширение границ коридора в будущем”.
Астана |