Юлиана Жихорь
В парламенте недовольны действующей государственной дивидендной политикой. По мнению некоторых народных избранников, сегодня занижаются неналоговые поступления от государственного сектора экономики, включая дивиденды на государственные пакеты акций и поступления части чистого дохода государственных предприятий
Как заявил народный коммунист Айкын Конуров, сегодня в стране отсутствует четкий подход к регулированию “дивидендного вопроса”, а потому компании квазигосударственного сектора “не приносят дохода государству как акционеру и собственнику”.
“Начисление дивидендов по холдингам “Парасат” и “Зерде” отводится на усмотрение госоргана, осуществляющего права акционера. Для холдинга “КазАгро” установлена только минимальная планка размера - не менее 10 процентов от чистого дохода. Холдинг “Байтерек” освобожден от выплаты дивидендов на 2013 - 2017 годы. Холдинг “Самрук-Казына” начисляет дивиденды в соответствии с дивидендной политикой, определенной отдельным постановлением правительства. Так, в 2013 году решили направить на выплату дивидендов, то есть в республиканский бюджет, девять миллиардов тенге, тогда как в распоряжении “Самрук-Казына” оставили 1 триллион 56 миллиардов тенге. Таким образом, на дивиденды направили менее одного процента чистого дохода”, - говорится в депутатском запросе на имя премьер-министра.
При этом, по данным депутата, “КазТрансОйл” за 2013 год выплатила в виде дивидендов 42 миллиарда тенге, что составляет 66 процентов от чистого дохода. “Компания KEGOC, которая также выходит на “народное IPO”, направит на дивиденды 40 процентов от чистой прибыли”.
- Мы понимаем, что так стимулируется интерес к “народному IPO”, но насколько это соответствует мизерному проценту дивидендов, в целом отчисляемому госсектором? Чем можно объяснить столь огромное расхождение в уровне дивидендов? - возмутился депутат. Добавив, что нынешняя дивидендная политика страны является “сугубо ситуативной”.
- К примеру, для АО “Республиканский протезно-ортопедический центр” установлен размер дивидендов 15 процентов от чистого дохода. Неужели это предприятие более прибыльное и меньше нуждается в средствах, чем “Самрук-Казына”? - недоумевает депутат.
- Мы считаем подход, при котором государственный сектор ориентируется не на рост чистой прибыли, а на увеличение стоимости, неверным. Он стимулирует не увеличивать производительность труда и доходность, а наращивать расходы и раздувать активы, - резюмировал Конуров. Добавив, что в подобных условиях госкомпании работают “не на экономику страны, а на самих себя”.
Другого народного коммуниста - Турсунбека Омурзакова - весьма волнует судьба брошенных родителями казахстанских детей.
Сегодня в стране около 34 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно еще около полутора тысяч казахстанских детей становятся сиротами. При этом на усыновление в приемные семьи попадают лишь около 3,5 тысячи детей.
По мнению депутата, причина столь низкого интереса казахстанцев к усыновлению - в слабой государственной поддержке.
“В настоящее время опекунам и попечителям ежемесячно государством выдается около 18 тысяч тенге на ребенка. Патронатные родители получают заработную плату - от 35 тысяч плюс те же 18 тысяч тенге на ребенка. С января 2015 года усыновители будут получать единоразовую поддержку в размере около 150 тысяч тенге.
Для сравнения, в США компенсация при усыновлении ребенка достигает 10 тысяч долларов, кроме того, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в сумме 900 долларов.
В Испании выплачивается разовое пособие в размере 2500 евро, в Канаде семьи получают дополнительную дотацию на ребенка в зависимости от дохода в сумме от 700-800 долларов в месяц”.
Впрочем, по данным депутата, порой работники детдомов просто препятствуют усыновлению детей. 1858 детей-сирот лишили возможности обрести семью из-за “подушевого финансирования детских домов” и “из-за возможности коммерциализации процесса”.
“По данным Генеральной прокуратуры РК, только за два последних года в обход установленного законом порядка 457 детей усыновили лица, не состоявшие на учете в качестве кандидатов в усыновители. Имеются факты приписок усыновляемым детям тяжелых заболеваний, а также фиктивных расписок об отказе потенциальных казахстанских усыновителей от того или иного ребенка в целях передачи их иностранцам”, - рассказал мажилисмен Омурзаков.
В общем, сделал вывод депутат, детские дома в Казахстане больше неэффективны, чем полезны. И вообще их наличие чуждо нашему менталитету.
По его мнению, Казахстану следует перевести нашу систему “от детских домов к развитию патронажного воспитания путем увеличения финансовой государственной поддержки”. О чем он и попросил премьер-министра.
Астана |