|
Алла Иванилова
“Давайте не будем хоронить органы!” - призывают нас медики. В Казахстане в пересадке донорских органов ежегодно нуждаются 4-5 тысяч пациентов. Однако три четверти из них из-за острой нехватки донорских органов умирают.
Впрочем, грядут перемены. Министерство здравоохранения и социального развития Казахстана планирует внести изменения и дополнения в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” по вопросам донорства. Поправки коснутся правил регистрации прижизненного добровольного согласия на посмертное пожертвование тканей и органов
Чиновники от медицины рапортуют: Казахстан готов трансплантировать все внутренние органы. Сложнейшие и дорогостоящие операции, которые казахстанцы вынуждены делать за рубежом, могут выполнить отечественные хирурги. Сегодня трансплантацией органов в стране занимаются шесть клиник. С 2012 года функционирует Республиканский координационный центр трансплантологии, сформированы региональные и стационарные координаторы в Астане и в ряде других регионов. В прошлом году в стране провели 163 трансплантации донорских органов, за истекший период текущего года - 116. Но это катастрофически мизерные показатели: по статистике, ежегодно в пересадке органов нуждаются от четырех до пяти тысяч человек. Около трех тысяч пациентов ждут почку, более тысячи - “новое” сердце и столько же - печень, остальные - поджелудочную железу или легкие. Причем около 75 процентов умирают, так и не дождавшись своей очереди. Кроме того, в Казахстане практически отсутствует трансплантация органов у детей раннего возраста.
В Казахстане не развито посмертное донорство. Практика показывает, что многие родственники против вскрытия, не говоря уже о том, чтобы пожертвовать кому-то органы. Из 11 случаев в 2012 году, когда выявили реальных доноров сердца, соответствующих всем критериям отбора, ни в одном случае не было получено согласия родственников. Было всего три случая посмертного донорства: один в Алматы и два в Астане.
Отказ пожертвовать органы после смерти многие казахстанцы связывают с религиозными убеждениями. Однако христианство и ислам позволяют трансплантацию органов, считая, что если человек после трагической смерти спасает жизни других людей - это великий акт милосердия, благое деяние. В буддизме, напротив, трогать труп запрещается, возможна только трансплантация у живых доноров. Кстати, в Турции, где преобладающее число мусульман, посмертное донорство органов развито. Поэтому многие специалисты полагают, что религия - это “ширма”, а истинная причина отказа - опасения, что органы могут изъять и продать. Медики уверяют, что это запрещено законодательством - пп. 2 и 3 ст. 169 Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения” запрещают принудительное изъятие, а также куплю-продажу органов и тканей у человека для пересадки. Но многие рассуждают так: “Если я при жизни завещаю свои органы, может случиться так, что, когда я попаду на операционный стол, мне не окажут необходимую помощь, поскольку мой здоровый орган может подойти другому”.
Именно страх быть “разобранным на запчасти” тормозит в стране развитие “жизненно важной” отрасли. По словам медиков, один труп может подарить семь жизней: две почки, два легких, сердце, поджелудочную железу, печень. Стоит отметить, что донором может стать далеко не каждый умерший, а тот, у которого консилиум врачей констатирует смерть мозга. (В 2010 году в Казахстане утвердили правила констатации биологической смерти и необратимой гибели головного мозга. Такое заключение делается на основании нескольких клинических тестов.) При этом сердце продолжает биться, а легкие подключены к аппарату искусственной вентиляции. Зачастую такое бывает вследствие тяжелой травмы головы или инсульта. Ежегодно в Казахстане от инсульта умирают около 12 тысяч человек, из которых 10 процентов могли бы стать донорами. В категорию потенциальных доноров входят и жертвы ДТП, которых успели довезти до реанимации, но не смогли спасти. В этом случае мозг также умирает, а сердце еще продолжает жить. Тело такого погибшего можно продержать замороженным от суток до месяца. За этот срок медики найдут нуждающихся и совместимых реципиентов. А вот тело человека, умершего вследствие биологической смерти, непригодно для подобных операций.
Кстати, далеко не все казахстанские врачи могут диагностировать смерть мозга, а некоторые и вовсе не желают выявлять потенциальных доноров, предпочитая лечить “труп”. Врачей призывают не бояться процесса констатации смерти мозга.
Это позволит не только решить проблему нехватки донорских органов, но избежать ненужных расходов и даст экономию коечного фонда реанимационного отделения. Для решения этих проблем более 40 врачей - анестезиологи, невропатологи (именно они должны по приказу Минздрава диагностировать смерть мозга в стационаре), реаниматологи пройдут курсы повышения квалификации.
В западных странах, в которых трансплантация стала рутинным делом (и там сейчас даже решают вопросы клонирования органов), уже давно отработали механизмы посмертного донорства. В Европе и США все делают просто: согласен на донорство в случае смерти - тебе поставят отметку в документы, удостоверяющие личность либо в водительское удостоверение. А социальная сеть Facebook ввела дополнительный пункт в личной информации, в котором указывается согласие на посмертное донорство. Причем в европейской практике человек, который отказывается от донорства органов, попадая в ситуацию, когда ему самому требуется трансплантация, исключается из списка на лечение.
Впрочем, в Казахстане пусть и мало, но есть люди, которые готовы пожертвовать свои органы. Они звонят в медицинские организации и интересуются, каким образом можно оформить свое согласие.
Сегодня для этого необходимо при жизни написать заявление и оставить его у родственников, а копию принести в Центр трансплантации АО “Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи”. Но Министерство здравоохранения и социального развития Казахстана планирует внести изменения и дополнения в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” по вопросам донорства. Поправки коснутся правил регистрации прижизненного добровольного согласия на посмертное пожертвование тканей и органов. Уже продумано несколько способов. Первый - регистрация через поликлиники по месту жительства, которые охватывают практически все местное население. Желающие смогут заполнить заявку в регистратуре. Второй - регистрация через сайт электронного правительства с использованием своей электронно-цифровой подписи. По предварительным оценкам, такая система регистрации позволит охватить через сайт электронного правительства три процента населения, а через амбулатории - 15-20 процентов казахстанцев.
Все заявки будут перенаправлять в единую республиканскую базу с рабочим названием “Регистр доноров и реципиентов”. Основу под нее уже подготовили - сегодня в базе около двух тысяч пациентов, но информацию будут уточнять и дополнять. Сервер базы будет находиться в Минздраве. Чтобы данные о потенциальных донорах, которые опасаются за свою жизнь, не попали к третьим лицам, доступ будет ограничен и защищен в техническом плане. Канал передачи данных будет зашифрован, а информация доступна для двух-трех человек. У каждого сотрудника будут свои логин и пароль, при помощи которых осуществляется контроль - кто и когда открывал базу, с какой целью, какие данные скопировал, что внес и т.д.
При этом изъятие органов и тканей у живого донора будет осуществляться только с его письменного согласия, нотариально заверенного, за исключением гемопоэтических стволовых клеток, согласие на взятие которых не требует нотариального удостоверения.
Врачи надеются, что с принятием поправок в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” ситуация изменится. Произойдет не только снижение смертности от органной недостаточности, но и уменьшатся государственные затраты. Так, лечение одного пациента, который находится на диализе, в три раза дороже, нежели поддержание больного с пересаженной почкой.
Ну а пока в стране процветает нелегальная купля-продажа органов. Продавцы, чтобы избежать уголовной ответственности, говорят, что отдают свои почки безвозмездно, выступая добровольными донорами. Никаких договоров при этом не составляется. Юристы только разводят руками - доказать факт купли-продажи органов почти невозможно. Кстати, в некоторых странах за донорство родственникам возмещаются расходы на погребение и прочие нужды, а также предоставляются определенные льготы. В Казахстане тоже предлагали взять государству на себя расходы на погребение тех, кто стал донором. И даже озвучивалась сумма “помощи” - 200 тысяч тенге. Однако главный принцип, согласно международным стандартам ВОЗ, в этом деле - альтруизм.
Справка “НП”
В Соединенных Штатах Америки летальность в листе ожидания составляет в среднем 6,5 процента, в России - 25 процентов. Лучше всего ситуация с посмертным донорством в Испании - там 40 доноров на один миллион населения. Именно ее опыт берут за основу другие страны мира. Среди стран СНГ наибольшее количество операций по трансплантации проводится в Беларуси.
Медицинский туризм, где делают операции по пересадке органов, развит в Израиле, Германии и Пакистане.
Стать донорами могут водители, ведь все, кто за рулем, находятся в группе риска. В Казахстане ежегодно в ДТП погибает 2,5 тысячи человек, и они бы могли стать донорами органов.
В европейской практике человек, который отказывается от донорства органов, попадая в ситуацию, когда ему самому требуется трансплантация, исключается из списка на лечение.
Астана |