ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ГСМ-парадокс Новость дня / События

Ботагоз Омар
В Казахстане вопросы регулирования рынка горюче-смазочных материалов не поддаются логике. Не надо иметь специального образования, чтобы понять, что в условиях недостатка топлива государство должно создать привлекательные условия для импорта недостающих объемов и обеспечить развитие собственного производства.
У нас же все наоборот (что связано с искусственным поддержанием низкой стоимости топлива). Мы ограничиваем ввоз российского бензина, предоставляя эту возможность лишь АО “КазМунайГаз Онiмдерi”, и не соглашаемся на строительство четвертого НПЗ. Однако этот топливный парадокс вовсе не случаен

Как известно, планы по завершению модернизации трех казахстанских НПЗ все время откладывают. И если пять лет назад страна свято верила, что модернизация заводов завершится уже в 2014 году, то теперь топ-менеджеры нацкомпаний уверенно заявляют, что это событие свершится до 2017-го. На недавней встрече с мажилисменами руководства нацкомпаний и представителей Минэнерго стало очевидно, что саботаж модернизации происходит отнюдь не из-за разгильдяйства.
alt
“Как ни парадоксально это звучит, но после завершения модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов мы столкнемся с профицитом продуктов. Нам надо будет куда-то их девать”, - отметил на собрании фракции в мажилисе, посвященном вопросам ГСМ, заместитель председателя правления по переработке и маркетингу АО “НК “КазМунайГаз” - генеральный директор АО “КазМунайГаз - переработка и маркетинг” Данияр Тиесов.
“Что касается нашего экспортного потенциала, то мы откровенно скажем: в России нас не ждут, в Китае нас не ждут, на Западе мы граничим с Азербайджаном и Ираном, которые являются самодостаточными с точки зрения как нефти, так и нефтепродуктов. У нас единственный регион, на который мы потенциально можем смотреть с точки зрения будущего экспорта нефтепродуктов - это страны Центральной Азии, у которых нет достаточного количества собственной нефтепереработки и есть растущее население, и Афганистан”, - добавил он.
А ведь, по словам первого вице-министра энергетики республики Узакбая Карабалина, мощности трех НПЗ после завершения модернизации после 2016 года увеличатся с 14,5 до 18,5 миллиона тонн нефти в год. Так что совсем не удивительно, что правительственные программы по стабилизации рынка ГСМ не дают должного результата. “Странным образом проектные мощности трех НПЗ, построенных в далекие советские годы, упали с 18-19 миллионов тонн в год до 13-14 миллионов тонн”, - отметила вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева, добавив, что проводимые реконструкции НПЗ не привели ни к росту производственной мощности, ни к производству высококачественных продуктов переработки нефти.
 Спрашивается, зачем тогда строить четвертый НПЗ в Казахстане? Ведь, напомним, в Послании народу страны президент РК дал поручение правительству “до конца первого квартала решить вопросы по размещению, источникам инвестиций и срокам строительства четвертого НПЗ”.
Так вот, как пояснил Данияр Тиесов, от этих планов теперь решено отказаться. “Дело в том, что общий баланс нефтепродуктов в стране - это как средняя температура по больнице. А увеличение в целом потребления нефтепродуктов неравномерное, и оно тесно связано с демографической ситуацией, которая складывается в стране”, - отметил он, добавив, что у нефтепродуктов есть только две возможности: их можно отправить либо на внутренний рынок, либо на экспорт, тогда как нефть транспортировать легче и дешевле, нежели готовое топливо.
“Поэтому завод надо ставить у потребителя. Будущее увеличение нужно планировать в южном регионе. Там у нас есть существующий завод, и на самом деле в советский период он проектировался как 12-миллионный завод с двумя очередями, просто они не успели, поставив только одну установку, но площади там позволяют увеличить производительность. Поэтому приняли решение планомерно наращивать мощности Шымкентского завода”, - пояснил генеральный директор АО.
Еще один вопрос: чем загружать эти заводы? “Если не откроем новые месторождения, у нас через десять лет ситуация по добыче нефти будет совершенно другая. В общем объеме добычи доля старых месторождений неуклонно будет снижаться. Через 10-12 лет в общем объеме добычи нефти около 80 процентов займут всего три проекта: Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. У них фиксированные контракты. Поэтому вопрос о том, чем в будущем загружать нефтеперерабатывающие заводы, не только новые, но и существующие, актуален, и мы этим уже сейчас начинаем заниматься”, - заключил он.
Ну а пока бензиновые аналитики всем этим занимаются, госполитика в данном вопросе сводится к примитивной схеме: между Казахстаном и Россией ежегодно подписывается индикативный баланс, который устанавливает объем топлива, импортируемый Казахстаном из России беспошлинно. Все, что будет завезено свыше, облагается экспортной пошлиной в России.
В этом году этот баланс определили в объеме 470 тысяч тонн дизельного топлива и 670,8 тысячи тонн АИ-92. Но уже к маю 2014 года вместо запланированных 263,8 тысячи тонн в Казахстан ввезли 306,8 тысячи тонн АИ-92. Здесь в качестве “супергероя”, спасающего всех автовладельцев страны, выступила компания АО “КазМунайГаз - ПМ”, которая для недопущения дефицита топлива внутри страны в убыток себе (!) в июне-июле 2014 года ввезла в страну 27,3 тысячи тонн АИ-92 и 40 тысяч тонн дизельного топлива.
Причем топ-менеджеры национальных компаний подчеркивали, что без ограничений со стороны государства это привело бы к тому, что уже осенью казахстанцы вынуждены были бы платить за бензин по цене с учетом пошлины.
Но все не так просто, как кажется на первый взгляд: Постановлением правительства № 176 от 4 марта 2014 года утвердили вопросы организации встречных поставок нефти в Россию в обмен на ввоз российских нефтепродуктов в течение 2014 года. Эта схема предполагает, что мы в обмен на нефтепродукты поставляем в Россию нефть, которая затем идет на экспорт, а полученная экспортная пошлина покрывает потери российского бюджета от беспошлинных поставок нефтепродуктов. И все счастливы. До следующего кризиса.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение