|
Ботагоз Омар
Минэнерго намерено обязать недропользователей оснащать нефтегазовые скважины контрольными приборами учета с 1 января 2017 года. Цена вопроса - несколько сотен миллионов долларов в год. А государству этот шаг позволит повысить прозрачность, упорядочить рынок нефтересурсов, сократить их теневой оборот и поставить заслон банальным кражам нефти. Кстати, в России принимают аналогичные меры, что в условиях евразийской интеграции позволит выработать действенный механизм по выведению контрабандистов на чистую воду
Поправки в Закон “О недрах и недропользовании” сегодня находятся на рассмотрении мажилисменов. Недропользователей в правовом поле обязуют оснастить нефтегазовые скважины контрольными приборами учета на структурах и/или месторождениях, вводимых в разведку и разработку с 1 января 2017 года. “На нефтегазовых месторождениях существуют участки с отдаленными нефтегазовыми скважинами, не имеющие выкидных линий для подачи продукции скважин до пункта сбора, на которых следует рассматривать возможность установки контрольных приборов учета в реальном режиме времени для решения вопроса объединения в единую систему отбора”, - отметил министр энергетики Владимир Школьник, выступая на расширенном заседании Комитета мажилиса по вопросам экологии и природопользованию.
“Мы посмотрели внимательно, во сколько обойдется нашей стране установка самых последних приборов на каждой скважине с учетом их дальнейшей замены, ревизии и прочее. Стоимость этого вопроса - несколько сотен миллионов долларов в год. Поэтому нам надо общее решение принять, где это целесообразно, где вероятность хищений более велика, и сделать оптимальный проект по этому поводу”, - добавил министр.
Как пояснил в ходе недавней рабочей группы по этому законопроекту вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, “нельзя говорить о том, что приборы учета отсутствуют. Они есть на групповых установках. Сейчас речь идет о том, чтобы поставить приборы учета на каждую скважину, из которой выходят и нефть, и вода, и газ. Потом на сепараторах идет разделение, которое все это учитывает и дает информацию, сколько получается качественной нефти, сколько эмульсий, сколько воды и газа. Далее по цепочке данные стекаются на завод с дальшейшим выведением в центральный пункт - в аналитический центр при Минэнерго, это бывший ГДУ (главное диспетчерское управление)”.
Он добавил, что все это позволит исключить человеческий фактор (сегодня цифры вбиваются в ручном режиме), перевести эти базы данных в систему, что исключит погрешности и даст четкие цифры. “Но есть один момент - если ставить приборы учета сразу на скважины, это трехфазные счетчики, каждый из которых стоит около 10 тысяч долларов, в общей сложности 30 тысяч долларов. Если бы мы сегодня взялись их устанавливать на всех скважинах, на любых старых месторождениях, они просто не поднимут эти затраты. Поэтому на скважинах будут устанавливать простые системы учета, которые будут показывать, есть добыча или нет. А на новых месторождениях и таких больших, как Тенгиз, Карачаганак, они ставятся. Этот процесс идет, но с 1 января 2017 года это будет обязательно, тогда мы и налоговая система, и все будем в режиме онлайн, без влияния человеческого фактора получать информацию и вести учет с тем, чтобы сполна получать доходы в бюджет”, - подчеркнул Узакбай Карабалин.
Сейчас аналогичные меры предпринимаются в России, где уже создали систему “нефтеконтроль”. На полную реализацию этой программы потребуется 13,6 миллиарда рублей. С введением “Нефтеконтроля” в РФ экспорт нефтересурсов могут осуществлять только организации, зарегистрированные в реестре производителей нефти, через пункты отгрузки и транспортными компаниями, зарегистрированными в реестре системы. Транспортные организации смогут принимать нефть и нефтепродукты только от экспортеров, включенных в единый график экспорта нефти. При этом предусмотрено законодательное запрещение оформления экспортных поставок другими субъектами предпринимательской деятельности.
“На сегодняшний день не сказать, что система “Нефтеконтроль” в России четко работает, но очень много крупных частных компаний нефтяной отрасли и частники крайне заинтересованы в том, чтобы знать, нет ли у них утечки нефти. Другой вопрос, будем ли мы друг другу показывать всю систему и есть ли в ней необходимость - это мы должны обсуждать. Там, где мы обмениваемся товарами, нам нужно знать, где мы их продаем, по каким ценам, в каких объемах. Я думаю, интеграция сама собой произойдет”, - отметил Узакбай Карабалин.
Ни для кого не секрет, что высокая рентабельность нефтедобывающей отрасли вызывает повышенный интерес правоохранительных органов. Наиболее часто в этой сфере выявляются банальные кражи: транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения. Причем черное золото воруют из нефтяных установок, временных хранилищ, законсервированных скважин, расположенных на месторождениях, и магистральных нефтепроводов. Легализуют такие потоки с применением нефтеналивных терминалов и производственных баз. А реализуют с использованием фиктивных подтверждающих документов.
Конечно, с выведением на чистую воду преступники используют новые лазейки, что особенно актуально в сфере взаимодействия энергетических ведомств Казахстана и России. Так, в 2012 году выявили новые схемы преступлений, осуществляемые в целях уклонения от уплат обязательных платежей в рамках Таможенного союза путем незаконного вывоза нефти под видом нефтепродуктов.
Так действуют российские компании, поставляя нефть якобы для переработки, хотя на самом деле она направляется напрямую на экспорт.
По официальным данным, в Казахстане объемы теневого оборота нефти варьируются в пределах 200-300 тысяч тонн в год. А представители финпола ранее заявляли, что незаконный оборот нефти и нефтепродуктов влияет на масштабы теневой экономики страны и является источником финансирования деятельности отдельных организованных преступных формирований и приверженцев радикальных религиозных течений.
В 2012 году в сфере незаконного оборота нефти и нефтепродуктов выявили 60 преступлений с суммой ущерба 12,7 миллиарда тенге (против 31 в 2011 году на сумму 1,6 миллиарда). Из незаконного оборота изъяли 3,3 (1,9) тысячи тонн нефти.
В первом квартале текущего года Агентство финансовой полиции РК выявило 57 преступлений в сфере незаконного оборота нефти и нефтепродуктов с изъятием свыше 6,2 тысячи тонн нефти и нефтепродуктов на сумму свыше 2,3 миллиарда тенге.
По данным Генпрокуратуры, создана отдельная межведомственная рабочая группа по противодействию хищениям нефти. В результате за последние три года наблюдается рост выявляемости преступлений в сравнении с 2011 годом на 62,6 процента (2011 год - 23 преступления, 2012 год - 43 преступления, 2013 год - 115 преступлений).
Из числа возбужденных в 2013 году уголовных дел осудили 37 лиц, конфисковали в доход государства 19 нефтевозов и 400 тонн нефти на сумму более 30 миллионов тенге.
В текущем году возбудили 31 уголовное дело, по которому общий оборот нефти составил сумму 190 миллионов тенге. Из числа возбужденного в 2014 году 31 уголовного дела в суд направили 10 уголовных дел в отношении 13 лиц.
Астана |