|
Алан Байтенов
До конца года в Казахстане могут появиться отечественные электромобили. Точнее, собранные на территории нашей республики. Это, так сказать, экспериментальные модели, что будут иметь запас хода в районе двухсот километров. Производственная площадка - “Азия Авто”. Об этом заявил руководитель управления машиностроения МИР РК Серик Рахимов в интервью tengrinews.kz.
Между тем владеть подобной техникой у нас пока тяжело. Нет соответствующей инфраструктуры, к тому же практически полностью отсутствует правовая база. Многие, пусть и желающие приобрести новинки автопрома, сегодня теряются - нужно ли оплачивать таможенную пошлину, если ввозить, какова сумма транспортного налога, да и вообще - как его обслуживать? Об этом мы и хотим сегодня поговорить
Я хочу
Это, наверное, главное, чего должны добиваться те, кто развивает направление электромобилей у нас в Казахстане. Но для этого нужно очень сильно постараться. Пару лет назад, когда мировой автопром наконец смог показать нормальный серийный электрокар, в воздухе тут же запахло электричеством. Все вспомнили об эффективности такого способа передвижения, о низких затратах и о заговорах нефтяных компаний, которым не выгодны подобные технологии. Некоторые, наоборот, нашли плюсы - чем больше нефти сэкономим, тем больше сможем продать ее и ее продуктов. А в Европе вообще возвели электромобили и энергию из возобновляемых источников в ранг спасителей государств от зависимости. Всевозможные НИИ тут же начали регистрировать патенты, а законы развернули лицом к человеку, который, как оказалось, заботится не только о своем кошельке. Кошелек, естественно, тоже пожалели. Ряд стран ввели специальное положение, когда государство субсидировало часть затрат на покупку электромобилей. Эта сумма достигает 50 процентов. В авангарде Эстония. Потом Китай и Япония вернут треть стоимости. Дело, почти полностью работающее на самосознании граждан, пошло.
Что же у нас со стимулирующими законами? В конце концов наше государство также проявило лояльность - отказались от импортных пошлин на электрокары. Сейчас для того, чтобы ввезти подобный транспорт в Казахстан, таможне платить не надо. Это правило будет действовать еще год - до конца 2015-го. То есть ввели подобную меру с расчетом на развитие подобного производства на территории Казахстана. Мол, начнем защищать свой рынок и собственных производителей уже с 2016 года. Но желаемого эффекта такое нововведение не принесло - в Казахстан приехали электромашины, однако на них почти не передвигаются. Их больше показывают и рассказывают о преимуществах владения. Говорят, к примеру, об отсутствии транспортного налога. Да, это правда - ставок нет. И в перспективе его не примут тоже. Налог на транспорт у нас рассчитывается по объему двигателя - придется полностью переделывать законы. На что, вероятнее всего, не пойдут. С регистрацией такого транспорта также проблем нет - это “мобиль”, у которого есть номер кузова.
Что же хотят собирать у нас? О моделях, которые сойдут с конвейера в Усть-Каменогорске, практически ничего не известно. Однако нам все же удалось узнать кое-что из неофициальных источников. Предположительно, это будет модель АвтоВАЗа с красивым названием EL Lada. Ну что же - подходит идеально. У нас тоже уважают слово “ел”. Но сейчас не об этом. Первую партию экспериментальных машин сделают, скорее всего, специально под проект EXPO-2017. На них будут проводить все тесты - как машины с электродвигателем смогут жить в суровом климате Казахстана. Тут же мы выловили и другое сообщение - первые восемь зарядных станций появятся на государственных заправках. А вот частников придется заинтересовывать. Может быть, даже давать преференции в налоговом секторе. Впрочем, пока думают, как сделать это лучше всего, - говорят, уже разработана специальная программа. Ну а пока станций не будет достаточно, господин Рахимов предлагает заряжать эти машины от бытовой сети. Он называет это одним из преимуществ моделей, которые готовятся к старту. Конечно, об экспресс-зарядке не может идти и речи, но хоть что-то. Над быстрой зарядкой электромобилей работают так же усердно, как и над запасом хода. На Западе - почти успешно.
К слову, “Азия Авто” - не единственная компания, которая несет на себе “полезную нагрузку” в виде изготовления электрокаров. К примеру, Allur неоднократно заявлял, что ведутся переговоры с производителем машин марки IVECO. Это должны быть элекробусы - небольшие вместительные микроавтобусы, которые также придутся кстати на площадке EXPO-2017.
Машина на “зелени”
Собственно, ради этого “зеленого” проекта все и затевается. Иначе про такую экзотическую технику в нефтяной стране и не вспомнили бы. Зачем? Экология у нас так себе только в крупных городах Казахстана. Бензин (конечно же, если он есть) тоже вполне доступен. Да и собственно инфраструктуры нет, большие расстояния, крутые подъемы и отсутствие сервиса. А тут еще и погода - в морозы “электрички” живут крайне недолго - паспортный пробег уменьшается до десяти раз.
Однако “зеленые” технологии и возобновляемые источники энергии - это очень модно и полезно. Особенно в преддверии главного события Казахстана 2017 года. К тому же КПД электродвигателей просто феноменальный. Здесь и бонусы содержания - у вас нет необходимости менять моторное масло, покупать всевозможные фильтры, свечи и все остальное, нужное для нормальной работы ДВС. В этом же списке преимуществ нулевые выбросы СО2 и возможность использовать ночной тариф во время зарядки своего электрокара. Да, скептики говорят, что все равно приходится жечь добываемое топливо для того, чтобы зарядить свой аппарат. Однако есть исследование, которому мы склонны верить. Основной посыл - КПД станций, которые вырабатывают электроэнергию, гораздо выше КПД двигателей внутреннего сгорания. Тем более что для “электричек” не принципиально, каким образом получена энергия - сойдут и возобновляемые источники: солнце, ветер, вода.
Одно только неприятно - подобный проект для наших инвесторов выглядит очень непривлекательно. Большой риск. Ну кто сейчас из нас, потребителей и потенциальных клиентов, возьмет и откажется от своего теплого и удобного традиционного авто? Да, может, кто и приобретет подобную машину, но в качестве второй или третьей. То есть как дорогую игрушку. И сегодня только государство способно изменить ситуацию - своим волевым решением создав зарядные станции, официальный сервис и представив определенные модели. Но насколько серьезно оно будет этим заниматься? Ведь в этом случае предстоят серьезные расходы, а ситуация в мире сейчас не самая лучшая. И для того, чтобы обеспечить свои обязательства по социальным проектам, уже сейчас приходится сокращать многие бюджетные программы.
Взять, к примеру, метро или ЛРТ - от них отказываться никто не собирается, хотя это также дорогие и в нашем случае практически полностью дотационные проекты. Однако подземкой или трамваем может воспользоваться каждый, ведь в конечном итоге это по карману. Чего не скажешь об электромобилях - пусть будут станции зарядки и обслуживания, но очереди за этими машинами в ближайшие 10-15 лет занимать точно не будут. Если, конечно же, традиционный транспорт не сделают очень дорогим. В общем, от практичной стороны продаж и владения электрокарами, к сожалению, остается очень мало. Отчего, пробивая этот вопрос, пока работают исключительно на имидж продвинутого государства. Что, если разобраться, не так уж и плохо - в данный момент хотя бы так. |