|
Юлиана Жихорь
Казахстан “скорректировал” бюджет текущего года. “Под нож” пошли расходы из разряда ожидаемого неосвоения” и “экономии по расходам”
Последствия усугубляющегося мирового экономического кризиса не могут не сказаться на казахстанском бюджете. Неуклонно снижаются цены на нефть и металлы (с середины июня нефтяные котировки упали на 27 процентов, стоимость металлов - на 10). Следовательно, снижаются и доходы, поступающие в бюджет от сырьевой сферы. По подсчетам Министерства национальной экономики, государственный бюджет в этом году недосчитается более 380 миллиардов тенге налоговых поступлений.
В подобных условиях у властей не оказывается иного выхода, как урезать расходную часть. Социальную составляющую трогать не собираются: в Кабмине вообще настаивают на том, что даже при самых жестких экономических условиях секвестрировать социалку не будут. Более того, все запланированные на следующий год повышения зарплат и пенсий пройдут по ранее озвучивавшемуся графику.
Однако был пересмотрен ряд других расходных статей.
По словам министра финансов Б. Султанова, правительство предлагает сократить расходы на 259,5 миллиарда тенге с одновременным увеличением дефицита бюджета на 164,2 миллиарда.
|
Урезать будут: 61,8 миллиарда экономии по расходам, связанным с исполнением обязательств государства; 68,5 миллиарда экономии по госзакупкам. Такая экономия складывается, например, в случае, если госорганы провели конкурсы по закупу товаров и услуг и по итогам конкурсов часть средств была сэкономлена. Или, например, часть конкурсов уже не успевают провести до нового финансового года.
Еще на 35,8 миллиарда власти отказываются от реализации отдельных проектов и мероприятий. Точнее, не отказываются, а переносят на более “удачный” в экономическом плане срок. Например, временно отказываются от строительства студенческого городка в Астане: слишком дорого в нынешних сложных финансовых условиях. Еще одна сумма - 93,5 миллиарда - ожидаемого неосвоения.
Депутаты, послушав министров, завалили их критикой. Главный спец по качеству бюджетного планирования и исполнения - экс-глава Счетного комитета, а ныне мажилисмен Омархан Оксикбаев обвинил правительство: “Я буквально только сейчас посчитал: около 50 миллиардов тенге, которые своевременно были неосвоены и по которым администраторы бюджетных программ не сделали соответствующие работы по своевременному освоению. Также наблюдается увод бюджетных средств от прозрачного исполнения”.
Непрозрачность, по мнению депутата, кроется в традиции выделять миллиарды тенге на пополнение уставных капиталов ряда АО. В уточненном бюджете около 400 миллиардов тенге направляются на эти цели. “Что такое пополнение уставного фонда? Это непрозрачность и отсутствие целевой направленности”, - возмутился Оксикбаев.
Депутат задал вопрос, который поддержали и другие парламентарии: “Вы гарантируете теперь 100-процентное исполнение бюджета с учетом всех уточнений? 400 миллиардов тенге, которые мы даем на пополнение уставных фондов наших нацкомпаний и акционерных обществ, будут ли эти средства освоены в этом году, или они у нас идут дальше на последующие годы? Тогда зачем мы уточняем бюджет на этот год? Надо тогда, наверное, эти средства зарезервировать и перекинуть на следующий год? Будут ли теперь с учетом неосвоенных средств администраторы бюджетных программ призваны к ответственности? Кто с них будет спрашивать?”.
К слову, в уточненном бюджете среднегодовая цена нефти оставлена на уровне 95 долларов за баррель.
Реальный рост ВВП страны скорректирован в сторону уменьшения - с шести процентов до 4,3. Да и почти по всем отраслям экономики прогноз по росту уменьшен на 0,1-3,5 процента. Исключение составит разве что объем строительства, рост которого составит четыре процента к уровню прошлого года (или на 1,5 выше предыдущих прогнозов). Самый же большой спад ожидается в сельском хозяйстве.
Главе Минфина был задан вопрос и о “критичном уровне” цен на нефть. Мол, при какой цене на нефть наша экономика “рухнет”. Бахыт Султанов пояснил, что, в принципе, такой границы для Казахстана не существует: все поступления от нефти у нас идут в Нацфонд, из которого впоследствии выделяются целевые трансферты на инвестиционные проекты страны. Что касается социальных выплат, то на них вполне хватает денег от иных ненефтяных поступлений в бюджет. Но... “Эта цена (мировая цена на нефть. - “НП”), конечно же, будет влиять только на Национальный фонд и, понятно, опосредованно через работу компаний нефтяных она будет влияние иметь на экономику”, - сообщил министр.
Впрочем, критический уровень цен для Казахстана все-таки существует. Буквально на днях первый заместитель министра энергетики Казахстана Узакбай Карабалин сообщил, что себестоимость добычи нефти в РК составляет 50 долларов за баррель (она может колебаться в зависимости от месторождений в ту или иную сторону). Прибавить к этому транспортные расходы. И получается, что в случае, если нефтяные котировки опустятся ниже 65 долларов за баррель - добывать нефть в Казахстане станет просто нерентабельно. В любом случае, снижение мировых цен на нефть приводит к снижению уровня поступлений в Национальный фонд.
Как это отразится на бюджете?
Еще раз уточним: все прямые доходы от нефти минуют бюджет страны и поступают напрямую в Национальный фонд. А вот косвенных (типа ИПН), которые поступают в бюджет от работников нефтяных компаний - более чем достаточно. К тому же не стоит забывать, что вокруг одной нефтедобывающей компании крутится масса обслуживающих организаций, которые тоже являются неплохими налогоплательщиками. Соответственно, снижение стоимости нефти в мире и уровня доходов предприятий нефтяного сектора снизит и уровень доходов этих “приближенных” компаний, которые, в свою очередь, снизят объемы выплат в бюджет.
Снижение объемов поступлений в Нацфонд может привести к снижению объемов гарантированного трансферта из фонда в бюджет (он, согласно закону, не может составлять более трети объемов средств фонда). А это значит, что придется поужать инвестиционные проекты, на которые сегодня тратятся эти деньги. Если же уменьшится ненефтяная налоговая база в бюджете, тогда придется идти на сокращение других статей бюджета. Но, скорее всего, это может произойти лишь в том случае, если деньги Нацфонда окончательно истощатся.
У наших северных соседей ситуация намного хуже - российский бюджет базируется на нефтяных поступлениях. Именно поэтому в Москве говорят о целом ряде “критических уровней” нефтяных котировок. Например, цена ниже 90 долларов за баррель. При условии, что она будет держаться на этом уровне довольно длительное время, нефтяные компании могут пойти на пересмотр капитальных затрат. Еще весной президент Путин заявлял, что и цена в 85 долларов за баррель не критична для российской экономики. Но тенденция последнего времени слишком непредсказуема. Поэтому Минэкономразвития и Минфин РФ оценивают риски наступления стрессового сценария развития российской экономики, при котором цена на нефть российского сорта Urals может составить 60 долларов за баррель.
Астана |