|
Айгуль Жилкишина
Около 500 делегатов из 40 стран мира обсудили возможности инвестирования в инфраструктуру и развитие города Алматы в рамках II Международного инвестиционного форума “Алматы Инвест”, прошедшего в минувшую пятницу в южной столице. Известные урбанисты Европы и Азии, эксперты по градостроительству и созданию комфортных условий для жизни и работы в мегаполисах, потенциальные зарубежные инвесторы из Сингапура, Швейцарии, Франции, Таиланда, Италии, Австрии, ОАЭ выдвигали различные варианты решения вопроса: как улучшить отношения между городом и его жителями
Получив статус Финансового центра Евразийского экономического союза, став одним из звеньев современного Шелкового пути, Алматы является отныне также кандидатом для приема зимних Олимпийских игр в 2022 году. Посему наш город становится удобной площадкой для ведения бизнеса во всем Центрально-Азиатском регионе.
Казахстанские и зарубежные эксперты убеждены - Алматы должен стать городом открытой экономики в рамках открытого государства: открытого для людей, идей, инвестиций. Подводя промежуточный итог - утвержденные изменения к Закону об инвестициях, работающие проекты совместно с Европейским банком реконструкции и развития на сумму 6,5 миллиарда долларов (с 1994 года), можно констатировать, что для привлечения инвестиций в Казахстан делается много. Однако останавливаться на достигнутом никто не собирается - обилие предложений и проектов на форуме показало инвестиционную привлекательность Алматы.
Города для людей
“Самый хороший город тот, в котором люди не дома сидят, не в торговых центрах тусуются, а проводят все свое время в парках и скверах”, - напомнил всем гостям форума Энрике Пеньялоса, бывший мэр столицы Колумбии Боготы и известный реформатор. Не в бровь, а в глаз, ведь самая животрепещущая проблема для алматинцев - воздух, которым дышим. Наш город нуждается в улучшении экосистемы, и извлечь пользу из уникального природного фактора - ожерелья гор Алатау - возможно, лишь эффективно организовав существующую городскую инфраструктуру. Нужно учитывать то, что большая алматинская агломерация постоянно растет - население южной столицы увеличивается ежегодно на 6-7 процентов. Кроме того, в начале 2014 года решили физически расширить границы города - после воплощения этих планов площадь города увеличится на 40 процентов.
В Генеральном плане развития города говорится об объездной дороге, о развязках. Но больших надежд с оптимизацией индивидуального транспорта пока нет, хотя велосипедные дорожки на проспекте Абая радуют глаз.
Пелена смога над нашим городом состоит на 80 процентов из эмиссии газа от транспорта - на 1,6 миллиона населения Алматы приходится примерно 600 000 автомобилей. И еще 15 процентов грязного воздуха - токсичные выбросы ТЭЦ. И несколько процентов от частного сектора, отапливаемого углем, уже не делают погоды. Простые меры помогли бы - как это уже делается в некоторых крупных городах Европы. Например, в Эдинбурге запрещен въезд автомобилям в историческую часть города - для сохранности архитектурного наследия. А если иметь в виду здоровье людей, то в Париже к 2020-му планируют пересадить на двухколесный транспорт 50 процентов жителей мегаполиса. А в Берлине уже 30 процентов городских жителей ногами голосуют за свежий воздух.
Энрике Пеньялоса, приветствуя велосипеды на городских магистралях средней полосы Европы, упреждает вопрос: “Если Вы скажете холодно, то отвечу - в Дании, Копенгагене велосипед становится все более популярным”. К слову, в Астане (во всяком случае, в центре) прокат велосипедов уже не редкость, а климат там не чета алматинскому. Значит, дело просто в привычках?
Другой важный аспект - топливо для общественного транспорта в Алматы. Сейчас 40 процентов автобусов муниципального парка (600 из 1500) работают на газе. Городские власти приняли Программу специального финансирования для владельцев частного транспорта - согласно ей частным перевозчикам станет возможным легче перейти на экологичные модели городского транспорта. А в ближайшие пять лет цена на компримированный газ станет ниже на 40 процентов, чем на АИ 92.
И, наконец, ставшая притчей во языцех бесконтрольная застройка в Алматы. Частные застройщики в последние 20 лет пренебрегали тем, что строительство зданий не должно нарушать циркуляцию бриза с гор - потоки воздуха нужны городу для очищения атмосферы в нашем “котле”.
Что делают власти для этого? Представитель акимата заверял, что строительство в южной части города находится под строгим контролем - во всяком случае, постройки зданий выше шести этажей к югу от проспекта Аль-Фараби запрещены.
Конкретные проекты
Эксперты в сфере городского планирования обозначили самые привлекательные, выгодные и актуальные проекты в условиях города Алматы. Как заметил один из европейских специалистов, прошло время 90-х, когда нужно было думать только о насущном. Нынче можно и нужно подумать о комфортном образе жизни, например, о светодиодном освещении, похожем на солнечное. Причем это будет не только не дороже, но даже дешевле. С помощью световых дизайнерских решений можно изменить облик города, не переустраивая его, и сэкономить до 70 процентов эксплуатационных возможностей. Если посчитать, что ежегодно из бюджета Алматы на содержание освещения тратится 1,1-1,3 миллиарда тенге, то при предлагаемом светодиодном освещении можно сэкономить более 500 миллионов. Эту новую систему освещения можно предложить как для пешеходных зон, так и для других пространств города.
Для привлечения инвестиций нужны комфортная среда и максимум информации о нашей стране. Чтобы государство было более открытым и бизнесмены ощущали желание сотрудничать, для начала необходимо облегчить визовый режим - как первый шаг. В качестве второго шага - оптимизировать миграционную политику. Практика 90-х годов, когда приехавшие в Алматы бегали за печатью регистрации через три дня, уже пережила себя.
В рамках II Алматинского инвестиционного форума акимат Алматы заключил меморандумы о сотрудничестве на 2015 год с холдингом “Байтерек” и фондом “Даму”, обозначив как приоритетные инвестпроекты в области промышленности, энергетики, строительства, транспорта и туризма. В проект по сносу аварийно-ветхих жилых домов со строительством нового жилья в рамках Программы сноса аварийно-ветхого жилья холдинг “Байтерек” намерен инвестировать 10 миллиардов тенге. Акимат и фонд “Даму” окажут поддержку малому и среднему бизнеса в сфере торговли и оказания услуг. При этом каждая из сторон рассматривает возможность предоставления финансирования в сумме до двух миллиардов тенге.
В кулуарах инвестиционного форума мне удалось задать вопросы и получить на них ответы от знаковых фигур современного мира - Франсуа Фийона и Джима Роджерса.
Франсуа Фийон, премьер-министр Французской Республики в 2007-2012 годах, был также самым молодым в истории страны мэром коммуны Сабле-сюр-Сарт. Он обладает опытом управления парижской агломерацией. Некоторые политики Франции рассматривают его как серьезного соперника Николя Саркози на президентских выборах 2017 года.
- Как Вы относитесь к перспективному сотрудничеству Франции и Европы с Казахстаном в рамках новой организации Евразийского экономического союза? Это возможно?
- Я уверен, что любое экономическое сотрудничество между континентами позитивно. Оно позволяет подготовить мир к более спокойной жизни, более процветающей.
- Что для этого главное?
- Я думаю, что сегодня для Европы приоритетом является создание успешной кооперации со странами Центральной Азии и Россией. Это сотрудничество в положительном русле необходимо всячески поддерживать и сохранять его как мост между Азией и Европой.
Джим Роджерс - один из самых влиятельных международных инвесторов, миллиардер известен своими неоднозначными высказываниями о долларе, о грядущем крахе американской и европейской экономик. Инвестор считает, что в самом ближайшем будущем “Азия станет доминирующим рынком, а Европа и Америка продолжат падение”.
О Казахстане он знает пока немного - много нефти и большой потенциал для развития.
- Как Вы смотрите на сотрудничество США с новой экономической организацией - Евразийским экономическим союзом? Вы слышали о нем?
- Да, я знаю о нем и положительно смотрю на такую перспективу, так как в данном случае это подразумевает создание зоны свободной торговли - а значит, люди получат много возможностей для передвижения товаров. Вообще, любые зоны для беспошлинной торговли, в принципе, хорошая вещь. У Казахстана удобное географическое положение, большая территория, правда, населения менее 20 миллионов - это, конечно же, большая проблема. В принципе, это очень большой рынок, но это не Европа, где несколько сотен миллионов населения. Я думаю, эта экономическая организация - отличная идея.
- Полагаете, плодотворное сотрудничество возможно?
- Оно возможно, вероятно, и оно послужит для пользы каждого человека в Казахстане.
- экономические связи с кем имеют для Америки больший приоритет - с Европой или с ЕврАзЭС в будущем?
- Экономическое будущее мира сосредоточено здесь, в Азии, а Европа - это уже пройденный этап. |