|
Юлиана Жихорь
Стоимость нефти продолжает бить рекорды.
На этой неделе она впервые за два года ниже отметки в 90 долларов, преодолев “психологический рубеж” в том числе и для Казахстанского бюджета
После рекордного скачка нефти летом 2007 года до 150 долларов за баррель стоимость углеводородов постепенно ползет вниз. В последние месяцы это падение стало особенно заметным.
Пока для Казахстана снижение цены не является критичным. В трехлетнем бюджете 2014 - 2016 у нас заложена цена в 90 долларов за баррель. В принципе, в этот показатель мы укладываемся (пока). Если же до конца текущего года цена все-таки упадет, то особого ущерба экономика не почувствует. Во-первых, потому, что доходы от нефти поступают в Национальный фонд, во-вторых, потому, что среднегодовая стоимость барреля, которая и закладывалась в бюджет, вряд ли будет ниже показателя в 90 долларов. Если, конечно, баррель не обрушится в течение текущего квартала на 8-12 долларов. Это маловероятно, хотя ряд экспертов настроен скептически, прогнозируя снижение стоимости североморской нефти марки Brent уже до конца текущего года.
Однако при понижении стоимости барреля возникает проблема таяния отечественной подушки безопасности - Национального фонда. А это означает сокращение или даже отказ от ряда программ, которые сегодня финансируются за счет трансфертов из НФ. Например, именно оттуда идут средства на крупные инвестиционные проекты в рамках ПФИИР, на развитие обрабатывающей промышленности и формирование фонда проблемных кредитов. В общем, если объемы НФ начнут таять по причине недопоступления запланированных объемов денег, то части проектов по развитию отечественной экономики (а они у нас сформулированы уже давненько) придется сказать “до свидания”. Ну хотя бы на время.
Как заявляют аналитики, недавнее снижение цены ниже 90 долларов (7 октября стоимость опустилась до 89,37 за баррель) обусловлено ростом запасов сырой нефти в США (они подросли на 5 миллионов против прогнозировавшихся 1,4 миллиона баррелей) и слабыми надеждами на рост мировой экономики. Виноваты в этом страны еврозоны, демонстрирующие крайне низкий рост и даже, более того, все больше угрожающие скатиться в рецессию. По оценкам МВФ, шансы еврозоны скатиться к дефляции в течение следующего года - на уровне 30 процентов и 40-процентная вероятность рецессии.
Вместе с общим ухудшением прогноза были снижены ожидания и по отдельным странам: ВВП Германии может показать рост не более 1,4 процента в текущем году, Франции - около 0,4, Италии - снизится на 0,2 процента.
Единственное исключение - США, которым предсказан рост экономики на 2,2 процента против июльского прогноза в 1,7 процента. Впрочем, нынешний оптимистичный прогноз все равно не дотягивает до апрельских ожиданий в 2,8 процента по году.
Кстати, интересно, что в июльском докладе эксперты МВФ указывали, что торможение американской экономики спровоцировано ростом стоимости барреля. Теперь же, судя по всему, падающая цена на нефть спасительна для американской экономики.
Вообще ощущение такое, что сегодняшние манипуляции с ценой на нефть весьма искусно управляются. И все эти действия направлены против стран-экспортеров. В первую очередь, тех из развивающихся, которые получают значительные доходы от нефти и политикой которых можно попытаться манипулировать с помощью ценорегулирования барреля.
В частности, речь идет, конечно, о России, у которой сегодня жесткое противостояние со странами Запада, в лице, главным образом, США. Среди политических конкурентов также Венесуэла. Последняя, кстати, уже заявила о своих планах бороться с падением цен на нефть на мировых рынках и уже даже подготовила предложения своих партнеров по ОПЕК. Однако, как считают наблюдатели, доля участия Каракаса в мировом рынке углеводородов столь мала, что попытки регулировать стоимость барреля путем “корректировки” объемов предложения не увенчаются успехом.
Роль США откровенно “просвечивает” в нынешних спекулированиях с нефтяной ценой. Достаточно сказать, что ключевые игроки в ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт и Арабские Эмираты), являющиеся политическими союзниками Вашингтона, пока не торопятся снижать объемы добычи для поддержания стоимости барреля. Вместо этого Саудовская Аравия понизила стоимость нефти, поставляемой для своих азиатских потребителей, на один доллар до минимального значения с 2008 года. Тем самым просигналив о намерении бороться за потребителя через снижение цен в случае необходимости.
В любом случае до очередного заседания ОПЕК в конце ноября говорить о возможном снижении объемов добычи не приходится.
Видимо, Штатам надоело наблюдать, как за счет растущей цены на нефть отдельные развивающиеся страны “норовят” нарастить масштабы своей доли участия в принятии решений в мире. И тем самым снижают “ведущую роль” самих США. Тем более что так называемые “развитые страны” сегодня все больше сдают позиции, переходя постепенно из разряда локомотивов мировой экономики (да и политики) в категорию управляемых богатыми энергоресурсами государств. Ну или в перспективе могут туда перейти. С чем, естественно, Запад согласиться ну никак не может.
Воленс-ноленс под эту “дубину” попадает и Казахстан.
Падение стоимости барреля марки Brent тянет вниз цену и других сортов нефти. Российская Urals опустилась ниже отметки в 90 долларов (при этом российский бюджет “сверстан” исходя из цены 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов - в 2015-2016 годах), достигнув уровня в 88,4 доллара. Котировки нефти WTI (Light Sweet) впервые с апреля 2013 года на этой неделе скатились ниже ценовой отметки 88 долларов за баррель. Впрочем, чуть позже WTI отыграла падение, поднявшись до уровня 88,8 доллара за баррель.
Что касается ближайшего будущего, то, если верить заявлениям правительства РК, у нас существуют три возможных сценария развития экономики страны: базовый (по которому страна живет сейчас и который предусматривает мировую цену на нефть на уровне 90 долларов), оптимистический (когда цена превышает 95 долларов) и пессимистический (когда стоимость нефти составляет 80 долларов). В последнем случае, видимо, бюджет, точнее часть программ, которые, как уже сказано выше, финансируются из Национального фонда, ждет неминуемый секвестр. Пока же, как заявляли и в Кабмине, и в парламенте, сложности мировой экономики можно нивелировать перераспределением имеющихся сумм внутри бюджета и более тщательным контролем за рациональным использованием средств.
Астана |