|
Алан Байтенов
В Казахстане вновь заговорили о вводе утилизационного сбора на автомобили. Так, на прошлой неделе депутат мажилиса Талгат Ергалиев, обращаясь к премьер-министру Кариму Масимову, предложил вернуться к вопросу защиты отечественного автопрома. В частности, ввести меры поддержки - утилизационный сбор на ввозимую технику из России и Белоруссии и программу утилизации, когда, сдавая старое авто, можно получить существенную скидку на новое, но обязательно сделанное на территории Казахстана.
Напомним, что Казахстан, если введет утилизационный сбор на авто из Белоруссии и России, не будет первым и единственным. Это всего лишь ответная и совершенно справедливая реакция на действия наших стратегических партнеров - эти страны всеми силами защищают свою промышленность и уже ввели подобный оброк для авто, изготовленных в нашей стране. Казахстан медлит. При этом наши автопроизводители теряют рынки, деньги и обороты, бюджетные средства в качестве налоговых поступлений, а экономика - перспективный кластер
Конечно, программа утилизации заслуживает внимания как интересная мера поддержки отечественного автопрома. Сделано это будет за счет государственного бюджета. К примеру, в России с 1 сентября этого года возобновили подобную программу. И для того, чтобы получить скидку на новый российский автомобиль у дилера, надо всего лишь сдать любой старый. Скидка - около 40 тысяч рублей по схеме trade-in. И около 50 тысяч, если займешься утилизацией машины сам. Всего на эту программу, рассчитанную до 31 декабря 2014 года, планируется истратить около 10 миллиардов рублей. Однако это позволит реализовать около 170 тысяч новых авто. Казахстану, конечно же, стоит присмотреться к такому варианту, тем более что поддержка и развитие отечественного автопрома - стратегически важный для экономики момент. К тому же в условиях практически нулевого экспорта наших машин в страны ТС из-за утилизационного сбора, о котором мы поговорим ниже. Но пойдет ли сегодня на это государство? Сможет ли выделить на это средства? И сможет ли организовать переработку отработавших свой срок машин? С этим как раз и не хотят связываться. Да и вообще, о какой поддержке может идти речь, если Казахстан до сих пор не может ввести ответные меры - такой же утилизационный сбор в отношении автомобилей, произведенных нашими партнерами.
Ограничитель
История с введением ответных мер на решение наших партнеров тянется с 2012 года. С того момента, когда Россия, стремясь защитить собственного автопроизводителя, приняла решение ввести так называемый утилизационный сбор. Примерно около 15 процентов от стоимости авто. Это, по мнению российских чиновников, - отличный способ защитить свою продукцию в условиях ВТО. Ведь одно из главных условий вступления в эту организацию - постепенное снижение таможенных пошлин на продукцию третьих стран - участниц ВТО. Так вот, для того, чтобы отечественный автопром России продолжал быть конкурентоспособным, решено было ввести подобный сбор. Правда, с одной оговоркой - продукция стран - участниц ТС под эти условия не подпадает, и ее ввозят и продают на прежних условиях.
Однако такой подход не устроил некоторых участников ВТО - Европу и Японию. Поэтому следующий шаг - отменить подобные льготы для производителей Белоруссии и Казахстана. И вот с 1 января 2014 года так называемый утилизационный сбор применим и к нашей технике.
На тот момент с Белоруссией мы все еще торговали на старых условиях. Но это продолжалось недолго - 1 марта 2014 года президент Александр Лукашенко подписал соответствующий указ и закрыл рынок для нашей и российской автомобильной продукции. Теперь Казахстан остался в одиночестве и в не самом выгодном положении - к нам авто приходят без утилизационного сбора, а мы, если продаем их на территории ТС, вынуждены платить. Естественно, наша продукция становится дороже, что ставит ее в неравные условия. Конечно, этот сбор платят, к примеру, и российские производители, но в то же время платят как бы самим себе, так как параллельно получают субсидии и прочие преференции от родного государства.
Естественно, такой подход не устраивает наших чиновников. И, как известно, решено было сесть за стол переговоров, чтобы хоть как-то сгладить подобную ситуацию. Главный наш аргумент - неравномерность импорта и экспорта. К примеру, для России наш рынок является куда более интересным, чем их нам в данный момент - мы, исходя из возможностей нашего автопрома, в основном рассчитываем на будущее сотрудничество. Об этом говорят цифры экспорта российской техники и рейтинги продаж на рынке новых авто в Казахстане, где первые строчки занимают модели АвтоВАЗа.
Отчего, торгуясь, наши пытались представить ультиматум - мол, если Россия не отзовет подобные меры в отношении нашей продукции и мы все-таки введем ответные меры, в первую очередь пострадает российский бизнес. Но, как мы видим, угроза не сработала, и все остается на прежнем уровне.
Чуть позже по российскому пути пошла и Белоруссия. С марта этого года там также был введен утилизационный сбор в отношении нашей продукции. Сели договариваться и с ними, но, как видим, и в этот раз безрезультатно - к нам везут без утилизационного сбора и таможенных пошлин, а мы... При этом, когда говорили о проекте развития отечественного автопрома, говорили о нем как о программе государственной важности. Конечно, сейчас наш автопром в основном обеспечивает потребности внутреннего рынка, но при таких темпах развития и объемах инвестиций это вопрос недалекого будущего. Но пока что ситуация, по данным Министерства индустрии и новых технологий, такова: в январе - июне 2014 года экспорт авто из Казахстана сократился в 3,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого, 2013 года. Если в цифрах - всего около 60 авто в Белоруссию. И, исходя из официальных отчетов, ни одного легкового авто на территорию России.
Есть и такая статистика, которую приводит Евразийская экономическая комиссия: в январе - мае 2014 года Казахстан увеличил импорт легковых авто из Белоруссии и России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если подробнее - “Казахстан импортировал из России более 35,7 тысячи автомобилей на 416,4 миллиона долларов. Что на 10,9 процента больше по количеству и на 52,2 процента больше по стоимости, чем в прошлом году. Из Белоруссии Казахстан импортировал более 1,2 тысячи легковых автомобилей на 13,3 миллиона долларов, что в 3,5 раза больше по количеству и в 7,4 раза больше по стоимости”.
За всеми этими, казалось бы, скучными цифрами стоит одно - мы так до сих пор и не научились защищать своего производителя. Вот даже пример торговли с Узбекистаном - там исключительно высокие акцизы на нашу муку. При этом низкие на сырье - пшеницу. Они поступают верно: не только защищают промышленность, но и налаживают экспорт муки из нашего зерна в соседний Афганистан. Кстати, в Узбекистане исключительно высокие акцизы практически на всю продукцию из Казахстана. Мы же почему-то намного лояльнее. И даже недавний запрет на ввоз их, как оказалось, потенциально опасных (не проходящих по нормам безопасности авто - отсутствие подушек безопасности и прочего) автомобилей, пусть и временно, но сняли. Ведь дали им возможность завезти то, что скопилось на складах. Мы же договаривались с ними о снижении акцизов на нашу муку всего на четыре процента, с 15 до 11 процентов, около двух лет... Кстати, это временное решение, и в любой момент наш стратегический партнер может вновь повысить порог. В зависимости от того, как карта ляжет и что будет выгоднее. Однако Узбекистан не входит в ТС. А вот Россия и Белоруссия - да. Это и есть наши главные партнеры.
Конечно, введение утилизационного сбора заставит нас вводить его для всех - и для импортных, и для произведенных у нас машин. А на это опять-таки потребуются средства на субсидии издержек наших автопроизводителей. Может быть, проблема в этом? Что, России и Белоруссии есть, что защищать, а нам нет? И наш автопром - всего лишь красивый прожект. Отсюда, наверное, и неуверенность в своих силах, точнее, в силах нашего автопрома - введение утилизационного сбора необратимо поднимет цены на самые популярные у нас машины. Как говорят отчеты продаж - на продукцию АвтоВАЗа. И проблема в том, что наши производители машин не могут предложить альтернативы в той же ценовой категории. И выходит так, что государство не может повлиять на эту ситуацию. Вполне возможно, это связано и с близостью вступления Казахстана в ВТО - вспомним правила вступления в эту организацию и недовольство Европы и Японии по решению России. Вот и получается, что Казахстан так и остается зажатым между двумя уставами - ТС и ВТО. И в конечном итоге платит больше всех. |