|
Юлиана Жихорь
Полиция хочет ввести обязательное тестирование на наркотики для учащихся школ и студентов и стремится повысить цену наркотиков на теневом рынке. Нам же кажется - для начала не мешало бы протестировать самих полицейских
То, что наркотики - зло, знают все. О том, что с ними надо бороться, - тоже знают. Правда, методы бывают различные.
Недавно на традиционном брифинге в МВД новоназначенный глава Департамента по борьбе с наркобизнесом Аскар Исагалиев сообщил, что Министерство внутренних дел выступает за введение обязательного тестирования на наркотики для учащихся школ и студентов. По его мнению, “данные меры позволят на ранней стадии выявлять молодых людей, потенциально способных заболеть наркоманией”.
Но этот шаг столь решительный, что для начала решили ограничиться экспериментом. “Мы планируем провести эту акцию в одном из столичных вузов, - сообщил Исагалиев. - Цель этого мероприятия - не выявить потребителей наркотиков, а продемонстрировать общественности, депутатам, представителям образования, молодежи и их родителям, что введение обязательного тестирования на наркотики для учащихся школ и студентов - необходимость”.
Но, как говорится, слово начальника - закон для подчиненного. А потому Астана начала первой реализовывать намерения вышестоящих. Уже на следующий день после озвучивания планов МВД Департамент внутренних дел Астаны сообщил, что в сентябре во всех школах города учащиеся будут протестированы на наличие наркотиков в крови. Как уверил начальник управления по борьбе с наркобизнесом (УБН) ДВД Астаны Аясын Байдильдаев, “все это будет проходить с разрешения родителей”. Результаты анализов, по словам Байдильдаева, будут конфиденциальной информацией. Знать ее будут только родители. Мол, чтобы начали детей воспитывать вовремя. Но...
Пять лет тому назад Евразийский университет имени Гумилева в Астане оказался в центре наркотического скандала - выяснилось, что в его стенах купить наркотики проще простого. После того, как статья об этом появилась в одной из республиканских газет, было проведено тщательное расследование, ректор был снят с работы, а всех студентов обязали пройти тест на наркотики.
Тогда учащиеся, оскорбленные очередным ультиматумом своих педагогов - или сдача анализов, или отчисление, подняли бунт: некоторые студенты категорически отказались сдавать анализы, щедро выступали в СМИ и громогласно отказывались идти в поликлиники, считая подобные условия вуза нарушением прав человека.
Если в тот раз возмущаться пришлось недолго - скандал быстренько замяли, то на сей раз запланированная полицией “обязаловка” может всколыхнуть бунтарский дух студентов всерьез. Тем более что во всем мире подобные условия для поступления в вуз или для обучения в школе до сих пор вызывают многочисленные споры.
В России, например, несмотря на то, что полиция неоднократно собиралась ввести такое поголовное тестирование еще с начала тысячелетия, до сих пор к единому мнению не пришли. И спорят об этом не только сами учащиеся, которые считают себя ущемляемыми в своих правах, но и взрослые правозащитники. Сторонники этой меры считают, что ее можно сравнить с обязательной проверкой у нарколога при ежегодном прохождении медосмотра трудящихся многих профессий. Да и полиция при малейшем подозрении на вашу трезвость может попросить вас пройти тест на наличие алкоголя в крови.
По сути дела, сегодня вопрос, вводить или не вводить обязательное тестирование, в России решают сами вузы.
Так, Гуманитарный университет профсоюзов (Санкт-Петербург, Россия) уже давно ввел в договор, который вуз заключает со студентом, пункт, обязывающий его пройти государственный медицинский контроль на наличие наркотиков в крови по первому же требованию университета. Абитуриентов и их родителей предупреждают, что за однократное употребление наркотиков последует отчисление без права восстановления.
Судя по всему, в Казахстане волна споров вокруг “надо - не надо” только начинается. На официальном уровне под это решение уже пытаются подвести государственные программы. Так, обязательное тестирование школьников (с согласия, как выше говорилось, родителей) облекли в форму государственной программы “Астана - город без наркотиков”, которая, кстати, будет продлена на 2009 - 2011 годы.
Потребность в этом есть - только с начала этого года в Астане ликвидировано 38 наркоточек, возбуждено 167 уголовных дел, из которых 119 - в отношении лиц, занимающихся сбытом наркотиков. Из оборота изъято свыше 113 килограммов наркотических средств, в том числе свыше 7 килограммов героина. Всего в этом году казахстанские борцы с наркобизнесом изъяли 13 900 килограммов наркотиков, в том числе 286 килограммов героина.
Эти цифры на порядок выше прошлогодних. Как сказал Исагалиев, по героину МВД еще в марте “закрыл показатели прошлого года”. Да и с остальными видами наркотиков борьба ведется тоже весьма серьезно. Как говорят в МВД, показатель эффективности работы полицейских - стоимость наркотиков на черном рынке. И если сравнивать цены нынешнего и прошлого года, то эффективность налицо: марихуана в Алматы в прошлом году стоила 250 долларов за килограмм, в нынешнем - 400, в Астане - 300 в 2007 году, 600 - в текущем. Гашиш в Астане в прошлом году стоил 2000 долларов за килограмм, в нынешнем - 5000. Стоимость героина в столице выросла с 5000 долларов в прошлом году до 10 000 в нынешнем. В Костанае его цена осталась на прежнем уровне - 15 000 долларов за килограмм, а в Павлодаре увеличилась с 8000 до 10-15 тысяч (по данным Комитета по борьбе с наркобизнесом МВД РК).
В общем, полицейским есть с чем бороться.
Другое дело, что, согласно нашему законодательству, наркоманом быть не запрещено. Осуждают лишь наркоторговцев. И вопрос: лечить наркоманов или лишать образования, думается, станет весьма болезненным для борцов с наркобизнесом.
P.S. Нам, однако, думается, что инициатива полицейских проверить учащихся на “чистоту крови” требует некоторого развития. Прежде чем диагностировать студентов, было бы неплохо, чтобы тест прошли сами проверяющие (причем желательно с опубликованием этой информации). И тогда акция могла бы претендовать на абсолютное совершенство.
Астана |