|
Юлиана Жихорь
Война - всегда дорогое удовольствие. Когда же война ведется на собственной территории, то есть война гражданская, она обходится дороже в два раза. Украина, и так находящаяся далеко не в самой лучшей экономической ситуации, грозит погрузиться в огромную военную долговую яму
Сегодня, во вторник, Киев начнет размещение “военных” казначейских обязательств среди юридических лиц для привлечения дополнительных средств на финансирование Вооруженных сил Украины.
Ранее правительство уже выпустило казначейские обязательства “Военные” на 1,1 миллиарда гривен, в том числе на 100 миллионов гривен - для физических лиц. Как сообщают киевские власти, за счет этих средств в конце июня украинская армия закупила 4,4 тысячи бронежилетов, что составляет более четверти от заказанного Минобороны количества.
И вот теперь новый выпуск.
Основные условия выпуска “военных” облигаций для юрлиц: общий объем выпуска - до 1 миллиарда гривен. Номинальная стоимость одной облигации - тысяча гривен. Срок обращения - 2 года, купонный период - 6 месяцев, ставка дохода - 7 процентов годовых.
Судя по процентам, дела в украинской армии совсем швах. Обычно проценты по государственным ценным бумагам гораздо ниже рыночных ставок по депозитам. (Ставка по облигациям МЕОКАМ в РК в прошлом году составляла 5,5 процента.) Потребности украинской армии в финансировании, согласно оценкам Минфина на основании полученных запросов, составляют 12 миллиардов гривен. И это при том, что антитеррористическая операция (АТО) на востоке страны окончится прямо сейчас. Но этого, судя по всему, не предвидится еще долго.
Заместитель министра финансов Украины Владимир Матвийчук (за пару дней до отставки премьера и правительства в целом) сообщал, что на АТО потребуется дополнительно не менее 8 миллиардов гривен до конца года. “Если, не дай Бог, какие-то более широкомасштабные военные действия - эту цифру необходимо удвоить”, - заявил тогда Матвийчук.
Чем будет страна расплачиваться с держателями ценных бумаг через два года, тоже пока не ясно. Экономика страны находится в крайне плачевной ситуации. Практически все экономические связи со странами постсоветского пространства, составлявшие огромную часть бюджета, фактически сведены к нулю.
Западные страны тоже пока не торопятся открывать свои рынки для украинских товаров: соглашение об экономической ассоциации с ЕС хоть и предусматривает возможность беспрепятственного присутствия украинской продукции на рынках Евросоюза, но не исключает правил полного соответствия последних европейским стандартам. Что, по сути, пока является огромным тормозом для товаропроизводителей.
Надеяться на покрытие собственных расходов за счет траншей из МВФ тоже не приходится. Они будут направлены на закрытие наибольших дыр в бюджете страны. Тем более что их более чем достаточно. Задолженность по заработной плате в Украине в июне составила 970,7 миллиона гривен, что почти на треть больше, чем год тому назад. Кроме того, международные финансовые институты выдают свои деньги Киеву с условием проведения ряда экономических реформ, включающих жесткое сокращение социальной составляющей бюджета и повышение налогов.
К слову, в поисках средств на ведение военной операции на востоке Киев всерьез задумывается над введением специального военного налога - 1,5 процента от заработной платы работников. Пока речь идет о введении такого налога до конца текущего года. Это позволит аккумулировать, по данным украинского Минфина, около 2,9 миллиарда гривен.
К слову, незадолго до своей отставки украинский премьер Арсений Яценюк предлагал даже в целях экономии распустить чиновников на пару месяцев.
Пока власти страны изыскивают средства на войну, украинские военные получают “гуманитарную помощь”: отдельные бизнесмены закупают им бронежилеты. А вот посол США в Украине Джеффри Пайетт сообщил, что его страна оказала украинским военным помощь на 30 миллионов долларов. “Американские эксперты, которые работают с украинскими коллегами, хотят предоставить систему и технологии, которые являются самыми лучшими и могут обеспечивать большую эффективность, и это касается границы”, - сказал Пайетт.
Но вернемся к ценным бумагам.
Гарантий, что возврат государственного займа будет в срок, сегодня, увы, дать никто не может. Тем более что после окончания АТО Киеву придется нести затраты по восстановлению разрушенной инфраструктуры. По самым приблизительным подсчетам, сумма ущерба только на Донбассе превышает восемь миллиардов гривен, или более шестисот миллионов долларов. А это означает, что Украина вновь вынуждена будет обратиться за помощью к иностранным кредиторам. А расплачиваться с ними... Яценюк уже озвучил идею о приватизации 51 процента украинской газотранспортной системы. Судя по всему, покупатели из ЕС и США уже тоже имеются.
Астана
P.S. Курс украинской гривны на понедельник составил 11,74 гривны за один доллар США.
Социальная составляющая бюджета - это все расходы на социалку: образование, здравоохранение, зарплаты, стипендии, пенсии. Секвестр социальных программ бюджета фактически означает обнищание населения страны. По крайней мере той его части, что сидит на государственном обеспечении: замораживание (если не сокращение) заработных плат и пенсий всем категориям и без того небогатых бюджетников. То есть в скором времени учителя и врачи в Украине могут перейти из категории “относительно средний класс” в “нищие”. Поскольку одновременно с замораживанием (или сокращением) бюджетных затрат на оплату труда цены на товары вырастут до уровня европейских (это переживали все страны “третьего мира”, так рвавшиеся в ЕС).
Разумеется, в этих условиях “под нож” попадают и расходы на медицину. В Украине уже наметился переход с традиционной для постсоветской схемы оказания бесплатной медицинской помощи на страховую медицину. Более того, в Украине официально разрешили врачам брать “добровольную помощь” (взятки) от пациентов. Теперь, видимо, процесс отказа от бесплатной медицины ускорится (благо есть шанс внести изменения в конституцию, гарантирующую право на бесплатную медицинскую помощь).
Одновременно урезание бюджетных расходов может коснуться и сферы образования, “гарантируя” (на американский манер) гражданам получение лишь начального среднего образования (3-4 класса). А дальше - все за собственные деньги.
Зато все по рыночному. И по пустому бюджету государства не бьет. |