|
Юлиана Жихорь
Политическая ангажированность международных рейтинговых агентств в последнее время проявляется все больше. Недавно Standard & Poor’s улучшило суверенный прогноз суверенного рейтинга Украины по обязательствам в иностранной валюте, находящегося на уровне “CCC”, с негативного на стабильный. Непрекращающаяся гражданская война на востоке страны аналитиков, похоже, не смущает. При этом месяц назад то же агентство снизило прогноз по рейтингу Казахстана. Несмотря на то, что в нашей стране есть и экономический рост, и стабильная политическая ситуация
Решение Международного рейтингового агентства Standard & Poor’s об изменении прогноза суверенного рейтинга с негативного на стабильный, мягко говоря, удивляет. Экономика половины страны, где сосредоточены крупные промышленные центры, находится в нерабочем состоянии, виды на урожай в регионах, охваченных гражданской войной (пардон, “антитеррористической операцией”), можно вообще не рассматривать. Остальная часть страны находится в состоянии “межвластного аффекта”. Тем не менее, по мнению западных экспертов, виды на будущее у Украины начинают улучшаться.
S&P обосновало свое решение договоренностями Киева с Международным валютным фондом (МВФ) о получении Украиной кредита в размере около 17 миллиардов долларов, которые должны быть направлены на стабилизацию макроэкономической ситуации в стране. В докладе агентства говорится, что достигнутое соглашение означает, что финансирование Украины обеспечено на следующие 12 месяцев.
Впрочем, агентство признает наличие рисков, в числе которых влияние кризиса на востоке страны на ее территориальную целостность и доступ к материальным ресурсам, непростые и непредсказуемые отношения с Россией, углубляющаяся рецессия в украинской экономике.
А вот как это выглядит в цифрах. Курс гривны к доллару за последние полгода рухнул почти на 50 процентов. С 8 гривен за доллар до 12. При этом цены на продукты дружно полезли вверх.
Вслед за таким обесцениванием гривны снизилась и покупательская способность населения. Власти пока держат зарплаты и пенсии в стране на прежнем уровне, и даже отмечено небольшое повышение этих выплат, но уровень роста инфляции вкупе с девальвированием гривны “съедает” все попытки выровнять курс. За полгода с момента майдана официальная инфляция превысила 15 процентов. До конца года ее показатель может достичь, по расчетам разных экспертов, от 17 до 20 процентов.
При этом в стране резко упало промышленное производство: темпы падения по разным секторам разнятся от 1,5 до 20 процентов. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко не исключает, что в целом по отрасли промпроизводство до конца текущего года просядет на 20 процентов, “что может надолго завести экономику Украины в рецессию”.
Как следствие, от этого страдает доходная часть бюджета. Только за пять месяцев этого года налога на прибыль собрали на треть меньше, чем в прошлом, а НДС - на девять процентов.
То есть собираемых налогов в скором будущем может просто не хватить на покрытие текущего дефицита бюджета (он составляет 11 процентов от ВВП). А это означает необходимость секвестра госбюджета как минимум на 15-17 процентов. То есть то самое урезание заработных плат и пенсий. Кстати, правительство Украины недавно ввело пенсионный сбор при покупке наличной и безналичной иностранной валюты в размере 0,5 процента от суммы. Средства будут направлять на покрытие дефицита бюджета пенсионного фонда.
Надежда на высокий урожай этого года тоже призрачна. Министерство сельского хозяйства США (USDA) в июле повысило прогноз урожая зерновых в Украине на 3,3 процента до уровня 57,1 миллиона. Однако есть проблема. В этот расчет включен урожай с полей Крыма и восточных районов страны. Удастся ли собрать там урожай?
Ассоциация “Украинский клуб аграрного бизнеса” уже заявляет о перспективе потери аграриями Луганской и Донецкой областей 1-1,5 миллиона тонн зерна: невозможно осуществить своевременную уборку урожая, поскольку некоторые поля и подъездные пути заминированы.
На этом фоне мировые эксперты никак не могут остановиться в своих прогнозах по понижению уровня экономики Украины. То же S&P, еще полгода назад ухудшившее рост ВВП Украины с 1,5 до одного процента (это было сделано еще до активной фазы противостояния на майдане), теперь прогнозирует снижение украинской экономики на семь процентов. По мнению аналитиков агентства, в следующем году рост ВВП этой страны будет нулевым, а в 2016-2017 годах - около 3-4 процентов.
Банк “Глобальные экономические перспективы” озвучил прогноз по падению украинского ВВП на пять процентов (это уже третье с начала года ухудшение прогноза), сказав, что причинами тому послужат сужение доступа к крупнейшим экспортным рынкам (в частности, России), рост цен на импортный газ и падение цен на ключевые товары украинского экспорта - сталь и зерновые.
Интересно, что российский Центробанк еще месяц назад хоть и высказывал пессимистичные прогнозы, но все же рассматривал экономику Украины в более “светлом” ракурсе: по его расчетам, сокращение экономики должно составить 0,5 процента.
Всемирный банк даже понизил прогноз роста мирового валового внутреннего продукта на 2014 год с 3,2 до 2,8 процента, заявив, что одним из ключевых факторов, сыгравших на понижение, явился украинский конфликт. МВФ же ожидает снижения уровня украинской экономики на пять процентов.
Сам Киев ожидания падения не отрицает. Текущая оценка падения Национальным банком Украины валового внутреннего продукта по итогам 2014 года составляет 4,6 процента. По мнению главы НБУ Валерии Гонтаревой, в будущем году рост составит 1-2 процента.
В общем, ситуация, как ни крути, не веселая. И, как говорят эксперты, если в этом году Украина хоть как-то продержится за счет внешней помощи, то на следующий год ей вновь будут необходимы финансовые вливания для удержания экономики хотя бы от дальнейшего падения.
Ну а теперь вернемся к двойным стандартам.
Несмотря на столь некрасочную картину на Украине, прогнозы по ее экономике у рейтинговых аналитиков весьма радужные. И это при том, что месяц назад то же агентство Standard & Poor’s изменило прогноз по рейтингу Казахстана на негативный. При этом сообщили, что “снижение оценки вызвано ухудшением экономического роста и падением эффективности монетарной политики”. Между тем прогноз по росту хоть и предполагает замедление (с пяти до 4,5 процента), но все же отмечается, что рост будет. И неплохой в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса.
Тогда же снизили прогнозы по рейтингам семи крупнейших казахстанских компаний. “Мы приравниваем кредитные рейтинги эмитента фонда “Самрук-Казына”, Банка развития Казахстана, ДАМУ и “КазАгро” к уровню суверенных кредитных рейтингов, что отражает наше мнение о “практически безусловной” вероятности получения ими своевременной и достаточной экстренной поддержки со стороны правительства Казахстана”, - говорилось в сообщении Standard & Poor’s.
Впрочем, пока общий страновой рейтинг у Казахстана выше, чем украинский.
Получается, что собственно экономические показатели для составления рейтингов не учитывают. Недаром ранее уже звучали высказывания разных стран в некорректности выводов рейтинговых агентств, руководствующихся не экономической целесообразностью, а политической конъюнктурой. Тогда возникает логичный вопрос: если такие рейтинги не отражают реальной картины, которой могли бы руководствоваться инвесторы, зачем нужны эти рейтинги?
Астана |