|
Ирина Ковалева
Омич Константин Кравченко формирует команду по экологическому сплаву в защиту Иртыша от экологической катастрофы. 27-летний любитель туризма предложил организовать акцию: проплыть на лодках из Китая в Россию по трансграничной водной артерии. А по пути останавливаться в населенных пунктах и рассказывать о том, что происходит с великой рекой. Добровольцев из России, Казахстана и Китая, а также волонтеров для участия в этом грандиозном проекте Кравченко ищет в интернете. А павлодарский журналист Федор Ковалев оказывает проекту информационную поддержку на территории Казахстана
По профессии Константин Кравченко ветеринарный врач, а по увлечению - турист и путешественник. Вместе с друзьями он неоднократно устраивал водные походы по Иртышу. Имеется опыт и сплава на весельных лодках. Около 200 километров от Омска до Большеречья команда единомышленников прошла за пять суток. Идея похода по Иртышу через три страны зрела у Константина давно.
- Мне надоело надеяться на русское “авось” и безучастно наблюдать за тем, как уничтожается наша река, - говорит Константин Кравченко. - То же самое сейчас происходит с Волгой и Енисеем, они уже стоят на грани экологической катастрофы. Теперь требуются огромные деньги, чтобы избежать тяжелых последствий. Как врач, говорю: проще и дешевле предотвратить болезнь, чем потом лечить ее самую запущенную форму.
Проект на стадии подготовки. Но уже сейчас есть критики акции. Основной аргумент скептиков: неужели вред Иртышу наносится только в Китае и Казахстане?
- У нас реку тоже загрязняют, но в России это замалчивается, - утверждает Константин Кравченко. - В Омске есть градообразующее предприятие - нефтеперерабатывающий завод, в 10 километрах от Иртыша у него отстойник, куда сливают отработанные нефтепродукты. Вокруг зловоние, мертвые деревья, но об этом никто ничего не говорит. Также нет прозрачности в отношении сброса отработанного сырья с местных ТЭЦ, невнятная ситуация со сточными водами. У нас в черте города пять пляжей, все они открыты, но уже не первый год на них Роспотребнадзор устанавливает плакаты: “Купаться запрещено!”, так как качество воды может повредить здоровью. Также все заметнее становится обмеление Иртыша. Чтобы Омск всегда был с водой, у нас строят Красногорский гидроузел.
По словам организатора сплава, пунктом отправления выбран китайский город Курчум. Конечная точка - Омск. Протяженность маршрута - около 3000 километров. Это расстояние планируется преодолеть за два месяца. Отправление назначено на май 2015 года. До этого времени пройдет подготовка к акции, в том числе поиск волонтеров в городах по ходу сплава и, конечно же, меценатов.
Необходимо также собрать разрешительные документы для пересечения нескольких границ. Разрабатывается не только водная, но и “сухопутная” программа экспедиции.
- Сейчас мы договариваемся с волонтерами в разных городах, чтобы нам организовали встречу с населением и прессой, - уточняет Кравченко. - Мы хотим провести сбор подписей под обращением к правительствам России, Казахстана и Китая, чтобы те сообща взялись за решение проблем Иртыша. Возможно, добровольцы организуют к нашему приезду мероприятия, чтобы привлечь к теме экологии как можно больше людей. Также в ходе путешествия мы будем снимать документальный фильм, в котором планируем показать красоту и разнообразие природы Иртыша, а также истории людей, живущих по его берегам. Итогом этого сплава будет создание международного фонда “Спасти и сохранить Иртыш”. Надеемся взять охрану реки под общественный контроль.
Константин Кравченко пояснил, что подобный сплав по Иртышу уже однажды проводился. По его словам, недавно он встретился с председателем омского отделения Русского географического общества. И тот рассказал, что в 1992 году омские и павлодарские биологи сплавлялись по Иртышу от границ Китая до Омска.
- Даже фильм об этом сняли, но он сгорел с архивом, - говорит Кравченко. - В начале 2000-х участники экологического фестиваля “Спасти и сохранить” совершили сплав от границы Казахстана до Ханты-Мансийска. Года два назад члены Русского географического общества сплавлялись от границы Казахстана до Омска. Правда, эти сплавы не были широко освещены в прессе. Мы хотим восполнить этот пробел.
Протяженность реки Иртыш - более 4000 километров. Это самая длинная река-приток в мире. Исток Черного Иртыша на территории Китая составляет 525 километров, длина русла в Казахстане - 1700 километров, в России - 2010 километров.
- Для миллионов китайцев, казахстанцев и россиян это река жизни. Поэтому заботиться о ней мы должны все вместе, - говорит оказывающий информационную поддержку проекту на территории Казахстана журналист из Павлодара Федор Ковалев. - Мы пообщались с Константином по скайпу и определили ряд потенциальных угроз, которые ожидают Иртыш в ближайшем будущем. Первая - глобальное потепление. Зимы становятся малоснежными, а лето - более засушливым. Это значительно сокращает естественную наполняемость реки. Далее - проблемы антропогенного характера. Основная - увеличение потребления воды Иртыша Китаем. Если в 80-х годах китайцы забирали около двух кубокилометров воды, то сегодня - свыше трех кубокилометров. По предварительным расчетам казахстанских специалистов, построенные в Синьцзян-Уйгурском автономном районе отводные каналы при максимальной загрузке могут обеспечить переброску воды в объеме 6,3 кубокилометра.
Учитывая нарастающие китайские водозаборы, следует ожидать уменьшения водных ресурсов Иртыша. Однако увеличивает потребление воды Иртыша и интенсивно развивающийся Казахстан. По данным отечественных специалистов, водопотребление отраслей нашей экономики только на территории Иртышского бассейна за ближайшие 40 лет возрастет на 91 процент. Результаты исследований не исключают и такой вариант развития событий: после 2020 года на реке может прекратиться судоходство, а в 2045 году сложности по обеспечению водой могут ощутить все отрасли экономики.
Экосплав не снимет разом все проблемы, но привлечет внимание к ситуации вокруг Иртыша. А это, в свою очередь, поможет принять решительные меры, уверен организатор международного водного похода. Пока еще есть время сообща спасти Иртыш от экологической катастрофы.
Фото автора и из архива Константина Кравченко |