|
Юлиана Жихорь
Совсем недавно парламентарии приняли поправки в Закон “О государственных закупках”. А через пару месяцев выяснилось, что закон-то, оказывается, бьет по казахстанскому бизнесу. Потому как, несмотря на громкие заявления о растущей конкурентоспособности отечественного предпринимательства, товаропроизводителям из России и Белоруссии мы не конкуренты
Последние поправки в законодательство о государственных закупках, по сути, подогнали под стандарты Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза. Равный доступ, равные права, равные условия - это нормы и подходы к функционированию бизнеса во всех трех странах. И Казахстан со своими процентами обязательного “казахстанского содержания” никак туда не укладывался.
А потому в конце прошлого года понятие “казсодержание” заменили на загадочный “национальный режим” и ввели норму, согласно которой к товарам, работам и услугам, изготавливаемым, выполняемым и оказываемым потенциальными поставщиками из России и Беларуси, применяется национальный режим на равных условиях с товарами, работами и услугами казахстанского происхождения.
На днях фракция “Ак жол” заявила, что последствия этих поправок бьют по отечественным производителям, потому как “участились случаи закупа организаторами проводимых закупок товаров, полностью производимых в других странах Таможенного союза”.
В первую очередь речь идет о системе государственных закупок квазигосударственного сектора, являющегося сегодня основным источником дохода для многих представителей МСБ. Вот и в качестве примера понижения интереса закупщиков в казахстанских товарах приведены АО “Агромашхолдинг” и ТОО “СарыаркаАвтоПром”, так как за пять месяцев текущего года эти компании закупили казахстанского в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Фракция “Ак жол”, которая, как известно, в парламенте лоббирует интересы бизнеса, настаивает на новых поправках в законодательство. Которое бы более лояльно настраивало закупщиков на казахстанских производителей.
Обещание правительства защитить права казахстанского бизнеса через другой закон, регулирующий деятельность национальных компаний и предприятий квазигосударственного сектора, - “О закупках” - “Ак жол” вполне устраивает.
“Данное предложение вызвало откровенный оптимизм и у фракции “Ак жол”, и у бизнес-сообщества в целом по той простой причине, что объемы рынка квазигосударственного сектора в шесть раз превосходят рынок госзакупок! Например, в 2012 году рынок госзакупок составил 1,589 триллиона тенге, тогда как рынок нацкомпаний и госпредприятий - 8,4 триллиона тенге!
“Поэтому национальный бизнес, безусловно, заинтересован в наведении порядка и прозрачности, а также в получении преференций в данном секторе”, - заявили в “Ак жоле”.
Вопрос лишь в сроках появления этого закона.
Ведь, как не раз отмечали депутаты, да и независимые эксперты, квазигосударственный сектор сегодня - большой котел с весьма жирной кашей, от которого кормятся все кому не лень.
“Поступают многочисленные сигналы от частных предпринимателей о нарушении их прав при закупках в квазигосударственном секторе, вымогательствах и поборах, злоупотреблении должностными полномочиями, - бьет тревогу “Ак жол”. - Например, подача вагонов зерновикам - от 200 до 600 долларов, или сроки оплаты за поставленные товары и услуги и так далее. Судя по всему, пришло время признать, что в стране сформировалась система корпоративной коррупции в квазигосударственном секторе, в отличие от коррупции на госслужбе”.
Пока депутаты просят и волнуются, отечественный бизнес ждет перемен. Вновь надеясь, что власти обязуют квазигосударственный сектор покупать товары у казахстанских производителей. Хотя бы не менее 15 процентов. Судя по всему, на повышение конкурентоспособности собственных товаров у бизнеса не хватает ни сил, ни умения.
Астана |