|
Алан Байтенов
В Казахстане в преддверии сезона отпусков взялись за должников. Судебные исполнители совместно с налоговыми органами активно пополняют реестры должников. Вместо курортов они останутся дома. Здесь все дела - начиная с алиментов и заканчивая штрафами за нарушения ПДД
Первыми отметились департамент судебных исполнителей и налоговый департамент по городу Алматы. Итак, 1248 должникам запретят выезд за пределы республики. Их совокупный долг составляет около 247 миллионов тенге. К сожалению, в открытых источниках нет информации по всему Казахстану. Однако, учитывая, что Алматы является примерно 10-й частью республики, долг смело можно умножать на 10. Как и количество тех, кто никуда не поедет.
Подход налогового департамента необходимо взять на заметку. (Сейчас мы говорим о публикации информации о задолженностях.) В конце своего официального сообщения налоговый департамент указал даже ссылку на реестр, где каждый из нас может поискать свою фамилию и при случае погасить долг.
Вот, кстати, и она -
http://www.adilet.gov.kz/ru/reestr-sank
.
А ведь с этим, то есть со своевременным уведомлением о наличии неоплаченных штрафов или налогов перед государством, у нас действительно проблемы. И это, на наш взгляд, еще одна причина появления огромных долгов перед государством. Напомним, что Комитет по правовой статистике, что работает под патронажем Генеральной прокуратуры, неоднократно указывал на неприлично большие суммы долга проштрафившихся. К примеру, за 2013 год недостача только по административным штрафам составила около 38 миллиардов тенге. Сейчас объясним, почему эта проблема - также и отсутствия грамотного управления.
Сегодня складывается такое впечатление, что некоторые государственные органы специально затягивают с уведомлением о существующем штрафе. Взять, к примеру, дороги. Почему именно эту сферу? Нарушение правил ПДД - самый распространенный проступок. Да, конечно, сегодня на официальных электронных порталах есть возможность получить информацию по штрафу, что тебе “определила” камера. Естественно, что сделать это можно, даже не выходя из дома. Но если ты “попался” не камере, а человеку в погонах, и в конечном итоге поставил свою подпись под протоколом, ты автоматически переходишь в “режим ожидания”. То есть тебе самостоятельно приходится следить за обновлением баз административных штрафов. Конечно же, если ты законопослушный гражданин. Но и у каждого даже самого дисциплинированного человека есть предел терпения. Информация по таким штрафам доступна исключительно в официальных учреждениях. К примеру, это специальный автоЦОН, что расположен за чертой города. Да даже если это УДП - базы обновляются не совсем аккуратно и об оперативности говорить нечего.
В конечном итоге человек устанет и будет ждать удобного случая узнать о своих штрафах. Кстати, те самые полицейские, что выписывают штрафы на дорогах, сами советуют поступать подобным образом - мол, все узнаете, когда будете, например, переоформлять авто.
Но сколько времени пройдет, когда человеку придется обратиться за этой специфичной государственной услугой - год, два, три? Между тем штрафы будут “висеть” и на них будет начисляться пеня. Долг продолжит увеличиваться. Кстати, с начислением пени тоже есть сложности. В открытых источниках - минимум информации по этому поводу. Да, есть формулы, по которым она рассчитывается. Вот только требует это массу условий - всевозможные коэффициенты, ставки и значения. При этом коэффициенты и ставки меняются ежегодно. В общем, разобраться, сколько ты будешь должен, как платить, когда это сделать выгоднее и должен ли ты вообще - действительно сложно. Вот и получается, что поставить перед фактом через пару лет о выросшем почти вдвое штрафе проще и выгоднее, чем указать на долг сразу же.
Конечно же, незнание закона не освобождает от ответственности. А незнание о наличии штрафов - от самих штрафов. Однако государству было бы намного удобнее получать деньги сразу же, а не копить долги на бумагах. Мы были неприятно удивлены, когда законотворцы решили отказаться от замечательной идеи стимулирования оплаты штрафов, где чем раньше, тем меньше. А теперь понимаем, из-за чего это было сделано - ни один сервис сегодня не может дать оперативной информации. Конечно же, это происходит не только в области нарушений ПДД. Здесь, как правило, все штрафы по административному кодексу. А без подобного инструмента все повышения ответственности и “битье рублем” эффективны только наполовину. Кстати, напомним, 38-миллиардный долг - это почти половина всех денег, что “заработал” административный кодекс в 2013 году... Всего было около 81 миллиарда тенге.
Но если действительно так сложно наладить работу системы оперативного уведомления о штрафах, необходимо привязать проверку на их наличие к обязательным событиям. У автомобилистов это оплата ежегодного налога и прохождение техосмотра. В других случаях - получение государственных услуг, уже упомянутый выезд за рубеж и, конечно же, ежемесячный доход. Кстати, специальные запросы по месту работы и в другие “источники доходов” (пенсии, социальные выплаты, стипендии) законны. И этот механизм четко прописан в статьях 708 и 709 того же административного кодекса.
И главное. в последнее время государство серьезно озабочено дефицитом денег. Экономисты связывают это с последствиями глобального экономического кризиса. А тут еще и “внештатная” ситуация с задержкой добычи нефти на Кашагане. Поэтому многие новые законы и инициативы направлены на поступление дополнительных средств в бюджет. Вспомним те же “налоги на роскошь” (увеличение налогов на недвижимость и транспорт) и проект тотального повышения штрафов. Здесь же и “медовые” условия для инвесторов, а также очередная амнистия теневых капиталов. И при таком положении дел государство фактически упускает уже, можно сказать, заработанные тенге. Что непозволительная роскошь.
К тому же, на наш взгляд, весь этот стратегический курс спотыкается об обычное желание заработать некоторых чиновников. Ведь, как мы знаем, ни один беспорядок не создается просто так - там, в мутной воде, можно неплохо порыбачить... А что творится в сфере получения денег от штрафов, как и некоторых других обязательных платежей в казну, ничем, кроме как бардаком, назвать мы не можем. По большому счету, подобное отношение к государственным долгам отдельных ведомств - обыкновенный саботаж. Он губит на корню поставленную цель. И вообще подобное положение дел, когда законы не работают должным образом, не способствует авторитету государства.
Впрочем, не только бюджету выгодно “зарабатывать” деньги вовремя. Знать свои долги, платить быстро и за это получать поощрения в виде скидок на штрафы - хорошо и самим гражданам. Законопослушность должна культивироваться в том числе и такими способами. |