Юлиана Жихорь
Не прошло и полугода с момента последнего обесценивания тенге, как в народе поползли слухи о новой девальвации. Нацбанк “открещивается” и ругает паникеров. Последние же строят догадки не на пустом месте, а на заявлениях отечественных высокопоставленных чиновников, что скоро в экономике мира (да и Казахстана) может случиться очередной критический виток
Вскоре после проведенной в феврале девальвации тенге (не везет стране на этот месяц) в Астане поползли очередные слухи, что заявленные 20 процентов “скушаются” месяцев за 6. А это значит, что в самое ближайшее будущее, то есть к августу-сентябрю, тенге вновь ослабнет до критических для экономики размеров, что вынудит власти провести новую корректировку курса.
Причин тому немало. Во-первых, “завязанность” на российском рубле, который в последнее время демонстрирует все большую волатильность к американской и европейской валютам. Введение санкций против России и угроза их дальнейшего применения тоже вызывают опасения игроков финансового рынка. Во-вторых, неоднократные заявление экспертов от экономики, что в конце лета - начале осени ожидается очередной виток ухудшения общемировой экономической ситуации. Об этом сказал в числе прочего и премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Европейская экономика, к сожалению, хоть и показывает “некоторое улучшение”, но это скорее “средняя температура по больнице”, нежели реальное оздоровление. Во время недавнего Астанинского экономического форума мировые светила от экономики в один голос утверждали, что мировой рост ВВП, “может быть”, начнется не раньше следующего года. Пока же ожидается сокращение цен и спроса на основные экспортные позиции Казахстана.
Ну и, наконец, немаловажную роль в ожиданиях новой корректировки играет очередная задержка запуска промышленной добычи на Кашагане. Сумма, которая ожидалась от налоговых поступлений с Кашагана, - несомненное упущение в доходной части бюджета.
Все это вместе сложенное означает, что Казахстану в ближайшее время может быть весьма туго с точки зрения наполнения бюджета национальной валютой. И, как отмечали многие, чтобы обеспечить выполнение социальных обязательств, Астана может вновь решиться на акцию по обесцениванию тенге.
Еще один нюанс, который вызывает обеспокоенность бизнеса, - запуск Евразийского экономического союза. “Не очень хорошо терять 40 процентов своих инвестиций за счет таких перепадов”, - отметил один из представителей дипкорпуса во время встречи с главой казахстанского МИДа. Но министр иностранных дел Ерлан Идрисов дипломатов приободрил, заявив, что Договор о ЕАЭС не станет стимулятором падения нацвалют трех стран: “Я не думаю, что есть какая-то причина считать, что подписание нашего соглашения (Договора о ЕАЭС. -
Прим. автора) вызовет девальвацию рубля, тенге или белорусской валюты. Как раз наоборот, я уверен, что укрепление нашего экономического потенциала сделает наши валюты более сильными, более стабильными”.
Глава Национального банка РК Кайрат Келимбетов тоже считает, что слухи о новой грядущей девальвации беспочвенны. Потому как у тенге в феврале был создан большой запас прочности. “Никакой почвы для этого нет, цены на нефть сегодня высокие, российский рубль укрепляется. Но даже если он будет в определенной степени обесцениваться, то и это нас не пугает. Я считаю, что у нас достаточный запас прочности создан, - заявил Келимбетов на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК. - Никаких поводов и оснований для беспокойства по обменному курсу у населения нет”.
Короче, резюмировал Келимбетов, “все это слухи”. По его мнению, слухи - происки валютных спекулянтов.
В настоящее время кроме “запаса прочности” тенге в стране имеются достаточные золотовалютные запасы: 28 миллиардов долларов у Нацбанка, валовые международные резервы страны плюс Национальный фонд - более 103 миллиардов долларов.
Напомним, что с 1 сентября в стране стартует акция по амнистии в связи с легализацией имущества (включая деньги), что станет дополнительным источником дохода для бюджета (в части дальнейшего налогообложения легализованного имущества и притока инвестиций в экономику в виде легализуемых средств). За 16 месяцев акции (она продлится до 2016 года) правительство ожидает выведения из тени около 10-12 миллиардов долларов.
Астана |