|
Юлиана Жихорь
Вчера в Астане свершилось историческое событие - подписан Договор о создании Евразийского экономического союза - ЕАЭС. Президенты трех стран - Белоруссии, Казахстана и России - своими подписями дали старт новому крупному (и имеющему все шансы на дальнейшее расширение) интеграционному объединению
Под торжественную музыку в зале Дворца независимости в Астане распахнулись двери и в них вошли президенты и сопровождающие лица. Три президента расположились за круглым “союзным” столом.
Первым взял слово автор идеи создания ЕАЭС - глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он отметил, что подписываемый в рамках заседания Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств Договор о создании ЕАЭС имеет “историческое значение для будущего Казахстана, Белоруссии и России”.
Назарбаев подчеркнул, что на всех уровнях принятия решений в ЕАЭС внедряется принцип консенсуса. Таким образом, голос каждой стороны будет определяющим. Кадровая политика в органах союза будет построена с учетом принципа равной представленности сторон и на конкурсной основе для привлечения к этой важной работе наиболее квалифицированных специалистов.
“Договор получился, я считаю, взвешенным, грамотным, учитывающим интересы наших государств. Работа была проведена огромная, споры были достаточными, и достигнутый консенсус удовлетворил все стороны. В нем отражены все базовые аспекты, присущие международным организациям, зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважение особенностей политического устройства государств - членов союза”, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Однако итоговый консенсус дался нелегко. И упомянул об этом президент Белоруссии Александр Лукашенко: “Какие только обвинения нам ни пришлось выслушать. Что интеграция - это воссоздание империи советской, и что это потеря суверенитетов, и что это гиря на ногах не то у России, если о Белоруссии говорить, не то у Казахстана и т.д. Хочу этой публике сказать: “Господа, уймитесь! Мы с Россией и Казахстаном участники совместного равноправного процесса. Если мы будем взваливать что-то на плечи друг друга, то это тоже на равноправной основе, это наш дружеский союз”.
Такую ремарку Лукашенко был вынужден сделать в ответ на появившиеся накануне саммита заявления в СМИ, что президент Белоруссии не считает проект договора полностью устраивающим Минск. “мы никогда не требовали от своих партнеров и соседей больше того, чем отдавали в общую копилку. В результате договор, который мы можем подписать, является неким компромиссом”, - цитирует Лукашенко государственное агентство БЕЛТА.
Впрочем, в Астане Лукашенко сообщил, что “у нас есть еще возможность сделать наши договоренности лучше, к взаимной выгоде всех участников договора”. “Каждая интеграция просит нечто такое, что интересно для всех. И этот вклад абсолютно не обязан измеряться только тоннами, кубометрами или баррелями. Мы осознанно подошли к подписанию договора о Евразийском экономическом союзе. По максимуму отстаивали свои интересы, с уважением относились к позиции партнера”, - заявил Лукашенко.
Владимир Путин не стал вдаваться в дискуссии, отметив лишь, что встреча в Астане имеет “эпохальное значение”, а подписываемый документ “выводит наши страны на принципиально новый уровень интеграции”: “В полной мере сохраняя государственный суверенитет, мы обеспечиваем при этом более тесное и слаженное экономическое сотрудничество и кооперацию”. “Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических, на него приходится пятая часть запасов газа и почти 15 процентов нефти. И у стран-тройки развитая промышленность, индустриальная база. Мощный кадровый интеллектуальный, культурный потенциал. Географическое положение позволяет нам создавать транспортно-логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения. Все это залог конкурентоспособности нашего союза”, - заявил Путин.
Все стороны, включая и Казахстан, отмечали, что во всех организациях будущего ЕАЭС будет соблюдаться принцип равнопредставленности сторон как в руководящих органах, так и в общей кадровой политике. Но, как сказано в договоре, отбор кандидатов на занятие неруководящих должностей в департаментах Евразийской экономической комиссии осуществляется ЕЭК “на конкурсной основе с учетом долевого участия сторон в финансировании комиссии”.
К слову, страны уже поделили места дислокации наднациональных органов ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия будет располагаться в Москве, в Минске - Евразийский суд. В Алматы с 2025 года будет располагаться наднациональный орган по регулированию финансовых рынков союза. Однако Назарбаев предложил не ждать так долго и уже сейчас “приступить к позиционированию Алматы как финансового центра Евразийского экономического союза”.
ЕАЭС еще не успел образоваться, а в него уже стремятся войти Армения и Кыргызстан.
Интересно, что осенью прошлого года Армения заговорила о вступлении в состав Таможенного союза (в декабре 2013 года была подписана соответствующая “Дорожная карта” для этой страны), но уже сейчас практически готова (осталась пара переговорных вопросов по торговому блоку) подписать соглашение о вступлении в ЕАЭС. Интересно, что до вчерашнего дня официально не заявлялось о столь скорых планах расширения ЕАЭС, речь шла только о Таможенном союзе.
Как отметил президент Армении Серж Саргсян, “Дорожная карта” по подписанию “была сформирована из логики подключения Армении к ЕАЭС с января 2014 года, этот срок зафиксирован как нашим бизнесом, так и общественностью, которая должна получить ответы на интересующие их вопросы. После подписания договора мы должны приступить к принятию около 200 законодательных актов, обеспечить ряд важных системных образований, на что требуется минимум шесть месяцев”. Поэтому решили завершить все переговорно-согласительные дела до 1 июля текущего года.
Самый спорный вопрос, который поднимался по вступлению Еревана - границы (вопрос не урегулирован вследствие продолжающегося Карабахского конфликта) - решили “международно-стандартным путем”: за основу границ Армении в рамках ЕАЭС решили принять те границы, которые приняты за основу ее членства в ВТО.
А вот с Кыргызстаном дела обстоят не столь безупречно.
Заявив о желании вступить в Таможенный союз, Бишкек тем не менее отказался подписывать “Дорожную карту”, на, как тогда заявили, “невыгодных для Кыргызстана” условиях. Так, киргизская сторона выдвигала требование о свободном перемещении трудовых мигрантов из Кыргызстана по территории стран ТС, предоставлении преференций для рынков “Дордой”, “Мадина” и “Кара-Суу”. Кыргызстан запросил около 200 миллионов долларов, чтобы подготовить инфраструктуру для присоединения к ТС: для оснащения пунктов пропуска, усиления охраны госграницы, компенсации местным предпринимателям из-за повышения ввозных пошлин на товары из третьих стран. Но самое главное - Бишкек хочет получить право фактического реэкспорта турецких и китайских товаров через свою территорию на рынки ТС. Понятно, что с этим страны - участницы ТС не соглашались.
Но все-таки Бишкек получил кое-что из просимого... И даже более того, что хотел. В день подписания договора Бишкек договорился с Москвой о создании специального фонда, “средства которого напрямую и целевым назначением без бюрократических проверок будут направлены на то, чтобы облегчить интеграцию Кыргызстана в Таможенный союз. И, естественно, киргизская сторона предоставит фонду и российским инвестициям максимальную поддержку и гарантии защиты”.
Как пояснил в беседе “НП” вице-премьер России Игорь Шувалов, “речь идет о формировании фонда до 500 миллионов долларов”. Целевое назначение средств - “поддержка проектов, которые должны способствовать развитию и укреплению экономики Киргизии”.
Более того, Бишкек уже ведет речь о возможном вступлении в состав ЕАЭС до конца 2014 года. “Новый год, конечно же, мы хотели бы встретить в Евразийском экономическом союзе”, - сказал президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев.
Вполне возможно, что это произойдет. И страны - участницы ЕАЭС примут решение о вступлении Бишкека в новое интеграционное объединение во время двух саммитов, которые запланировали провести до конца текущего года.
Впрочем, как сразу же обозначил позицию ЕАЭС Александр Лукашенко, “будут реализованы наши (ЕАЭС. - “НП”) требования, выполнят все условия - милости просим. Я думаю, мы с удовольствием примем эти (Армению и Кыргызстан) страны в наши ряды”.
В любом случае, вчера в Астане началась новая история постсоветского пространства. И, как отметили все главы государств, подписание Договора о создании Евразийского экономического союза - это старт большого и сложного пути. Куда он заведет, впрочем, пока не понятно. Однако интерес к ТС и ЕАЭС уже проявляют некоторые государства так называемого дальнего зарубежья, например Израиль и Индия.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |