|
Алан Байтенов
С октября этого года мы будем проходить процедуру технического осмотра автомобилей по-другому. Новый Закон “О дорожном движении” окончательно “отказывается” от талонов и справок об оплате транспортного налога. Кроме того, меняются сроки прохождения проверок на “техпригодность”
Как уже сообщалось, глава государства подписал Закон “О дорожном движении”. Вступит он в силу в октябре этого года. В документе помимо ужесточения наказаний за нарушения ПДД есть отдельная глава, посвященная процедуре технического осмотра. К примеру, теперь легковые автомобили (категория М1 - не больше восьми мест), возраст которых не превышает четырех лет (включая год выпуска), освобождены от этой повинности. Раньше было три года.
Еще одно нововведение - окончательный отказ от свидетельств о прохождении технического осмотра. Тем самым, считают законотворцы, электронная база данных, наконец, готова начать работать в полную силу. То есть для того, чтобы удостовериться в том, что водитель не нарушает закон, сотрудники полиции обращаются к системе и получают ответ. Единственный момент - неизвестно, как это будет реализовано на практике, к примеру, за границами крупных населенных пунктов. Там, где нет устойчивой связи и, следовательно, круглосуточного доступа к сети.
Пусть информация о прохождении процедуры попадет в базу в установленный срок. Но где гарантия, что экипажи полиции получат эту информацию вовремя? Поэтому вполне возможен такой вариант - вроде все сделал правильно, но уже на дороге узнал, что ты нарушитель закона. Талона нет, и доказать свою правоту ты не можешь. Поэтому, на наш взгляд, стоит попытаться скорректировать эту норму - сделать наличие талона возможным, но не обязательным.
Изменения коснулись и перечня документов, необходимых для прохождения этой процедуры. Теперь не потребуется предъявлять справку об оплате транспортного налога. Поэтому смотрителю достаточно будет показать саму машину и техпаспорт. Кроме того, новый закон устанавливает ответственность операторов за “ненадлежащее проведение техосмотра”, которое привело к ДТП.
И еще. Согласно закону, запрещено совмещать услуги по ремонту и техобслуживанию автомобилей с оказанием услуг прохождения технического осмотра. По мнению законотворцев, каждый должен заниматься своим делом. Иначе есть риск, что “неисправности” будут находить чаще. Тем самым “подкидывая” клиентов своей станции технического обслуживания. Кстати, если у вашего авто нашли неисправности и отправили на их устранение, оплату за повторное прохождение процедуры берут только по тем пунктам, которые не прошли по нормам. Поэтому, если с вас потребуют полной и повторной оплаты за прохождение процедуры, смело можете ссылаться на существующее законодательство. Эта норма действует и сегодня.
Несмотря на то, что документ вносит массу изменений в эту область, многие вопросы все еще остаются открытыми. К примеру, сам процесс технического осмотра. Так, согласно статье 88, а именно пункту 6 Закона “О дорожном движении”, оператор станции лично вносит данные о прохождении техосмотра в базу.
Кроме того, он же вносит параметры состояния авто, что получают приборы. При этом, естественно, ни один из аппаратов измерения не подключен к системе. Следовательно, не может быть подконтрольным. И вот здесь как раз и остается место для маневра. Поэтому, если называть вещи своими именами, технический осмотр сегодня, когда, казалось бы, уже введены такие серьезные механизмы контроля, все равно продается. Ставка остается прежней - около 2-3 тысяч тенге поверх оплаты в кассу. Технический осмотр является настолько прибыльным делом, что ни одна редакция законов и официальных документов не может изменить сложившийся за многие годы порядок. И, по всей видимости, не изменит. |