|
Юлиана Жихорь
Правительство одобрило проект закона об амнистии в связи с легализацией имущества. Акция стартует 1 сентября и продлится до конца 2015 года. Власти надеются, что к ее окончанию в экономику страны вольется не менее 10 миллиардов долларов. При этом в правительстве заверяют, что предпримут все усилия, чтобы “коррупционные деньги” амнистии не подлежали. Зато будет можно “вывести в свет” имущество, приобретенное за рубежом. В этом случае граждане также должны оплатить легализационный сбор в размере 10 процентов от оценочной стоимости имущества
Вопреки заявленному ранее, амнистия имущества, включая деньги, начнется не и с июля текущего года, а с сентября. К этому времени в Казахстане должен быть принят соответствующий закон и разработана подзаконная база, которая и ляжет в основу всех механизмов легализации.
Еще одно изменение, которое претерпела программа легализации, - сроки хранения легализованных средств на счетах в банках.
Как ранее заявляли, легализуемые гражданами деньги, чтобы пройти “налоговую очистку”, должны быть зачислены на специальные сберегательные счета в банках второго уровня. Ограничений по выбору банка не предусмотрено. (Порядок же открытия и ведения специальных счетов будет устанавливаться Национальным банком.) Дальнейшая судьба этих денег - в руках самих владельцев.
Можно деньги снять (или перевести куда душе угодно), но за мзду в 10 процентов. А можно “бесплатно” инвестировать в экономику через покупку активов: во время второй волны масштабной приватизации, которая должна стартовать уже этим летом, либо покупая акции и облигации (и другие ценные бумаги) как государства, так и его национальных холдингов и компаний в рамках программы “Народное IPO” и на площадке Казахстанской фондовой биржи. Правда, здесь уже вступает в игру Фортуна - будет ли котировка купленных акций столь же высока, как на момент покупки, или игра на бирже может закончиться крахом.
Последний вариант распоряжения легализованными деньгами - просто хранить на вышеупомянутых счетах в банке.
Однако раньше речь шла о сроке хранения - три года. Теперь же правительство приняло решение увеличить время пребывания денег на сберегательных депозитах - не менее пяти лет. Впрочем, за это время на банковские счета должны “накапать” проценты. Правда, их размер пока не оговаривается. Видимо, их тоже должен определить Нацбанк.
Кстати, одновременно с проведением легализации денег правительство намерено ужесточить законодательство в отношении банков в части инвестирования ими средств. Только за последние пять лет, по данным Нацбанка, из финансовой системы Казахстана на внешние рынки БВУ вывели около 601 миллиарда тенге. Причем половина всех внешних активов банков - это депозиты, долговые и долевые ценные бумаги иностранных эмитентов. То есть, делают вывод в Нацбанке, рост внешних активов не связан с необходимостью обслуживания платежей и перевода денег.
Для предотвращения этой практики в дальнейшем власти намерены установить обязательность размещения до 70 процентов собственного капитала БВУ во внутренние казахстанские активы уже с 2015 года. “Реализация комплекса мер потребует переаллокации в экономку Казахстана 432 миллиардов тенге (23 процента высоколиквидных внешних активов)”, - говорится в документах Нацбанка, представленных на днях в мажилисе.
Вкупе с ожидаемым от легализации притока в экономику 10-12 миллиардов долларов (эту цифру озвучил на брифинге в СЦК вице-премьер - министр финансов Бахыт Султанов) к концу 2015 года в Казахстан должна вернуться неплохая сумма.
И это не считая налогов, которые в будущем будут налагаться на легализуемое имущество.
К слову, в отличие от процесса легализации денег, здесь гражданам придется понести расходы. Правда, маленькие: гражданин, легализовавший имущество, должен сам оплачивать все расходы, связанные с легализацией, включая регистрацию имущества (сюда входят расходы по подготовке и изготовлению правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов).
Астана
Решение о возможности или невозможности легализации имущества будет принимать комиссия при акиматах. Именно на ее плечи возлагается ответственность за принятие решения о “некоррупционности” появления данных средств. Легализации также не подлежит имущество (включая деньги), добытое в результате ряда правонарушений: преступлений против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных и иных правонарушений и преступлений против интересов государственной службы. Сюда же относится имущество, добытое в результате изготовления и сбыта поддельных денег и ценных бумаг, инсайдерских сделок и манипулирования на рынке ценных бумаг. Легализации не подлежит также имущество, право на которое оспаривается в суде, а также жилые и нежилые помещения в объектах недвижимости, построенных за счет средств госбюджета в рамках антикризисных программ.
Зато действие амнистии распространяется на чиновников, которые будут освобождены от дисциплинарной ответственности “за непредоставление или предоставление неполных, недостоверных деклараций и сведений”, предусмотренных Законом “О борьбе с коррупцией”.
Легализации будет подлежать исключительно имущество (и деньги) физических лиц (включая оралманов). Участие в амнистии в связи с легализацией имущества юридических лиц не предусмотрено. |