|
Юлиана Жихорь
Выступая на Совете национальных инвесторов, глава государства объявил, что в стране проведут масштабную амнистию капитала. Это уже третья амнистия, которую будет проводить Казахстан за годы независимости. Но на этот раз она будет длиться не менее двух лет. И приурочена к началу введения в стране всеобщего декларирования доходов
Вчера правительство озвучило условия легализации денег. При условии, если граждане согласятся инвестировать выведенные на свет средства в экономику Казахстана, легализация для них будет бесплатной. В противном случае всех ждет “налог на амнистию” в размере 10 процентов от легализуемой суммы.
Как сообщил вице-премьер - министр финансов Бахыт Султанов, по предлагаемой правительством схеме легализуемые деньги должны зачисляться на специальные счета в банках второго уровня. “Деньги можно держать на счетах в БВУ в течение трех лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам, - сказал он. - Во-вторых, при желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компаний, институтов развития и акций в рамках программы “Народное IPO”, а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже. Граждане также могут приобрести объекты в рамках второй волны приватизации”.
Нынешняя амнистия капитала будет самой масштабной и по времени проведения, и по ожидаемым объемам поступления. По крайней мере, так надеются в правительстве. (К слову, если президент заявил лишь о легализации денег, то в правительстве приняли решение провести также легализацию имущества.)
Сегодня объем тени в экономике варьируется от 25 до 35 процентов (по оценке Всемирного банка, доля теневой экономики составляет 19,2 процента к ВВП, или около шести триллионов тенге). Причем, судя по цифрам, ранее проводившиеся амнистии не сильно повлияли на объемы теневой экономики.
Но гораздо большую проблему для страны представляет нарастающий отток капитала. В условиях нехватки средств для реализации глобальных инвестиционных программ (аккумулированных в программе форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) и не горящих желанием вкладывать деньги в экономику Казахстана иностранных инвесторов необходимо изыскивать собственные средства на реализацию всех задуманных планов. Национальный фонд и так ежегодно используется в качестве “заначки” (в виде гарантированного трансферта на инвестпроекты), а теперь еще оттуда изымается триллион тенге на поддержку ликвидности банков и кредитование экономики. Понятно, что на все инвестиционные проекты, запланированные в рамках ПФИИР, его не хватит.
Выход власти видят только в активизации привлечения к реализации ПФИИР национальных инвесторов. Однако здесь ситуация двоякая. С одной стороны, у отечественных миллиардеров средства есть, с другой - большую часть из них давно вывели из Казахстана (законно или незаконно).
По подсчетам экспертов, отток капитала из Казахстана составляет миллиарды долларов. Только в первом полугодии 2012 года, по данным платежного баланса страны, чистый вывоз капитала частным сектором сложился в размере около трех миллиардов долларов. В первом полугодии 2013 года из страны “утекло” около 2,3 миллиарда. В 2011 году, по расчетам экспертов, из Казахстана вывели около 8 миллиардов долларов.
К слову, точки назначения выведенных денег (оффшор) меняются год от года в зависимости от включения их в казахстанский перечень оффшорных зон для целей налогообложения и контроля над трансфертным ценообразованием.
В любом случае, уже вывезенные средства вряд ли вернутся в страну. Скорее всего, они просто перекочуют в другие, еще не зафиксированные Казахстаном, зоны.
Кстати, одновременно с проведением амнистии имущества, включая деньги, власти предпримут действенные меры по деоффшоризации экономики. Президент уже дал поручение создать условия для бизнеса на уровне Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И даже назвал это “нашей основной задачей”. Однако в рамках той же Организации экономического сотрудничества и развития существует политика по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли. И имплементация правил ОЭСР в отечественное законодательство может означать проведение жесткой практики контроля за перемещением средств в оффшоры. В рамках той же ОЭСР может быть ускорен процесс достижения договоренности со всеми оффшорными зонами по обмену информации. Или может быть введен запрет на использование крупными компаниями, работающими в Казахстане, счетов в оффшорах или на сотрудничество с оффшорными компаниями.
Если власти пойдут по этому пути, то начиная с 2017 года
они смогут, как выразился Н.А. Назарбаев, брать бизнесменов (прячущих счета в оффшорных зонах) “за одно место” и заставлять “делать, то, что хочется”. “Давайте договоримся, мы же в своей родной стране находимся. Договоримся, что вы тащите деньги сюда, и мы вам гарантируем, что никто их не тронет”, - призвал Назарбаев представителей отечественного бизнес-бомонда.
В любом случае, до момента введения всеобщего декларирования у бизнеса есть время. И подумать о возможности легализовать свои капиталы в Казахстане, и перевести их в безопасное место и безопасную форму где-нибудь за рубежом.
Однако в любом случае в результате амнистии капитала часть средств обнародуют, и она вольется в экономику. Что станет неплохим подспорьем для страны, бюджет которой, увы, еще на пару лет теряет возможность доходов от крупнейшего нефтяного проекта - Кашагана.
Астана
Первую в истории независимого Казахстана налоговую амнистию провели в 2001 году вскоре после принятия Закона “Об амнистии граждан республики Казахстан”. Тогда (равно как и во время второй амнистии) легализации подлежали не только капиталы, но и имущество (за исключением активов, полученных в результате доказанных незаконных действий).
За 30 дней, во время которых проводили амнистию, на свет вывели 480 миллионов долларов, или приблизительно 12 процентов от предположительно вывезенного из страны капитала (в то время ВВП страны составлял около 20 миллиардов долларов).
Интересно, что более 80 процентов всех амнистированных средств пришлось на наличные, которые граждане несли в банки (суммы разнились от двух до 800 тысяч долларов).
Тогда легализованные средства налогом не облагали. Хотя в ряде стран подобные амнистии сопровождаются низкими налоговыми сборами: в Италии - 2,5 процента, в Бельгии - 6 процентов.
Вторая налоговая амнистия длилась в Казахстане уже дольше - чуть больше года, в 2006-2007 годах. (Хотя изначально акция предполагалась всего на шесть месяцев.) Тогда также легализации подлежали капитал, недвижимость, движимое имущество, ценные бумаги. На этот раз акция была направлена на “вовлечение в легальный экономический оборот имущества, приобретенного на скрытые доходы или оформленного ненадлежащим образом”. Тогда на свет вывели имущества на более чем 6,8 миллиарда долларов, денег - более трех миллиардов долларов.
Интересно, что тогда амнистия была “платной” - субъекты легализации, за некоторым исключением, должны были оплатить государству сбор в размере 10 процентов от стоимости легализуемого имущества. За год проведения легализации в бюджет поступил 41 миллиард тенге.
Напомним, что легалиация прошла в 2006-2007 годах, буквально накануне экономического кризиса.
В тот год в акции по легализации имущества приняло участие более полутора миллионов человек, или 10 процентов населения. К слову, тогда в структуре стоимости легализованного через налоговые органы Казахстана наибольшую часть составляли ценные бумаги, оформленные на ненадлежащее лицо, - 30,7 процента, прочее имущество - 23,9 процента, сельхозтехника - 19 процентов, недвижимое имущество за границей - 11,3 процента. |