Юлиана Жихорь
Уже год врачи Казахстана пытаются определить причину заболевания жителей одного из поселков Акмолинской области. За это время пятая часть жителей села Калачи попала в больницы с симптомами неизвестной “сонной болезни”
Само определение “сонная болезнь” - скорее рабочее название пока непонятного медикам заболевания. Ничего общего с классической “сонной болезнью” (или африканским трипаносомозом человека, вызванным укусами мухи цеце) она не имеет. Симптоматика заболевания у всех обратившихся к врачам одинакова: заторможенность, сонливость, дезориентация в пространстве, частичная потеря памяти, галлюцинации. Человек засыпает и может проспать сразу несколько суток, а проснувшись, чувствует сильную слабость. Полное восстановление занимает несколько дней.
Такие “наплывы” у заболевших появились год тому назад. Причем тогда сразу с десяток человек самых разных возрастов обратились к врачам. С тем пор, собственно, отечественная медицина и пытается разобраться в причинах заболевания. Большая бригада экспертов-экологов, вирусологов и токсикологов со всей страны провела тысячи исследований. И ничего не нашла.
Первая версия, которая тогда прозвучала (не от врачей, но от самих жителей и СМИ), что заболевание может быть связано с промышленным прошлым региона: поселок Калачи находится в полукилометре от райцентра Красногорск, где в советское время добывали урановую руду. В начале 90-х годов шахты закрыли и декультивировали. (Впрочем, истории о том, как “энтузиасты” в погоне за металлом вытаскивают из брошенных шахт оставшееся оборудование, кажется, не новы.) Именно поэтому прозвучала версия о вероятности заражения радиацией.
Однако первое же исследование подозрения опровергло - радиационный фон в поселке в норме на протяжении всего года. Пробы воды, почвы и воздуха тоже никаких подозрительных результатов не дали. Равно как в норме показания солей тяжелых металлов и других опасных для жизни и здоровья человека “ингредиентов”.
Звучали версии, что заболевание - отравление алкоголем, едой или является последствием перенесенной ОРВИ, нейровирусной инфекцией. Но ни один диагноз не подтвердился. В итоге врачи еще осенью прошлого года признали - они не знают, что подкосило жителей поселка.
И вот теперь прозвучала “урановая версия” уже от официальных лиц.
На днях аким Акмолинской области Косман Айтмухаметов сообщил, что специалисты приняли решение по расширению зоны исследования за пределы поселка (на север), так как, возможно, оттуда исходят испарения радона.
Сейчас в район направилась усиленная группа исследователей-ученых из Курчатова с передвижной лабораторией. Они будут проводить анализ ситуации каждые два дня.
Жители отмечают, что болезнь активизируется с повышением температуры на улице. Впрочем, как заметили в январе, в мороз она тоже появляется - последняя вспышка заболевания произошла в январе этого года.
Еще весной прошлого года врачи заметили, что у большинства заболевших дома малопроветриваемые. Так что, вполне возможно, тепло все же было. В самих домах.
Несмотря на то, что неизвестная казахстанским медикам болезнь продолжает косить жителей поселка Калачи, переселять население власти не собираются. Более того, на территории поселка построят дома для переселения в них жителей бывшего поселка городского типа Красногорска (ныне - поселок Красногорский), где от 6,5 тысячи жителей со времен СССР осталось всего 130 человек.
Немного странное решение, учитывая непонятную эпидемиологическую ситуацию. Не думается, что отечественным врачам не хватает знаний или возможностей для изучения заболевания. Быть может, среди них просто нет диагноста, подобного пресловутому доктору Хаусу, который сможет свести воедино все внешние признаки медицинской загадки?
Пока же власти помимо расширения территории исследования планируют усилить и витаминизировать питание в местной школе. На всякий случай.
Астана |