|
Юлиана Жихорь
Больше года назад правительство сделало первую попытку вывести на свет миллиарды тенге, крутящиеся в обход бюджета, - 1 января 2013 года в стране ввели в действие Закон об обязательном наличии POS-терминалов у всех субъектов, предлагающих свои услуги и товары и работающих в розничной сфере. Однако лобби бизнеса привело к тому, что это положение закона “заморозили” и отложили до лучших времен, которые до сих пор все еще не наступили. Черный нал тем временем продолжает оставаться одной из самых популярных форм оплаты “за все”
Начало прошлого года обрадовало многих рядовых казахстанцев. Они получили возможность требовать, чтобы к оплате приняли банковские карты. Исключением (до 1 января 2014 года) были лишь бизнесмены, работающие по специальному налоговому режиму: индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную торговлю сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией рыболовства собственного производства. А также торгующие через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски, контейнеры и на территории торговых рынков, находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования. Для всех остальных за отсутствие банковских терминалов установили штрафы: для физлиц - 20 МРП, субъектов МСБ - 30 МРП, крупного бизнеса - 50 МРП.
Впрочем, радость продлилась недолго - уже спустя две недели дату обязательного наличия POS-терминалов отодвинули на полгода, потом - еще на 6 месяцев. Сейчас в правительстве уже и не решаются назвать точную дату “запуска” этой нормы закона. Лобби бизнеса, твердящего о больших затратах на аренду таких терминалов, процент за обслуживание, похоже, перевешивает здравый смысл и все планы властей по борьбе с теневой экономикой.
И это при том, что наличные расчеты провоцируют рост теневой экономики. Уже сегодня, по словам главы Минэкономики Ерболата Досаева, больше половины всей “тени” - это производство товаров и услуг.
Известно, чем выше спрос на наличные, тем ниже объем налогообложения. Большинство сделок на черном рынке совершаются именно с помощью наличных средств, не оставляя никаких видимых следов для налоговых органов. Впрочем, сегодня в правительстве заявляют, что в последние годы значительно снизилась доля оборота наличной денежной массы в обращении: с 27 процентов - в 2000 году до 13 процентов - в прошлом году. До развитых стран, где этот показатель не выше 10 процентов, еще далековато, но в число середнячков среди развивающихся мы уже вошли. Если бы не одно “но”... На тысячу держателей платежных карт приходится лишь три терминала (в Сингапуре этот показатель равен 17).
Тем не менее современная торговля в Казахстане - просто рай для такой “тени”. В 2012 году вклад торговли в теневую экономику, по подсчетам Минэкономики, составил около 1,3 триллиона тенге. В правительстве пока говорят о стихийности торговли и неорганизованности рынков. Рынки собираются экстренно, то есть до 2020 года, переводить на “современный формат” и даже включают строительство торговых объектов в перечень приоритетных отраслей экономики для привлечения инвестиций. А со стихийностью бороться через “ужесточение административной ответственности”.
О том, что эта стихийность наблюдается в том числе и во вполне легальных торговых точках, власти опять не говорят.
По сути, сегодня большинство торговых точек, а также компаний, предоставляющих услуги населению, занимаются тем, что вполне легально укрывают свои доходы от налоговых органов: поди докажи, что бизнесмен заработал в этом месяце миллион, а не 50 тысяч, заявленных в налоговой декларации. В результате ежегодно бюджет теряет только на налогах с торговли более двух миллиардов долларов.
Что же касается увеличения числа POS-терминалов, то единственное, что мог сказать глава Минэкономики, “для стимулирования безналичных платежей необходимо принять меры законодательного характера по вопросу обязательной установки POS-терминалов в сфере торговли и обслуживания и расширения обязательного применения контрольно-кассовых машин с SIM-картами”. Точной даты и на этот раз министр назвать не смог.
Еще ранее Ерболат Досаев печально заметил, что у правительства не получилось заставить бизнес перейти на безналичные платежи. И теперь власти рассматривают возможность применения “стимулирующих факторов по безналичным платежам”: “Мы рассматриваем несколько подходов, связанных с налогообложением, для того, чтобы простимулировать тех, кто проводит безналичные платежи, чтобы они имели преимущественное право”.
К слову, год назад, когда лоббисты бизнеса требовали отодвинуть сроки обязательной установки POS-терминалов, заявлялось о чрезмерной комиссии БВУ. Однако теперь, по словам Досаева, “банки готовы пойти на снижение (комиссии. -
“НП”)”. Зачем в таком случае нужны “стимулирующие меры”, непонятно.
Астана |