|
Ольга Шишанова
В республике назревает очередной экологический скандал. Несмотря на заявления министра окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлана Каппарова, что “очистка реки Нуры на территории Карагандинской области успешно завершена”, находящийся там смертоносный коллектор с опасными ртутными отходами продолжает отравлять природу
Прошлый год выдался нелегким для экологов республики и особенно для водного сектора - загрязнение медно-аммиачными стоками поймы реки Тобол, вторичное загрязнение ртутью реки Нуры, гибнущая река Илек, опасные показатели Ишима и недосчитывающие десятки тысяч кубометров воды трансграничные Или и Иртыш - таковы были неутешительные итоги прошлой осени.
Но, пожалуй, все проблемы меркнут перед почти полувековой “деятельностью” коллектора по отводу сточных вод предприятия АО “ТЭМК” в реку Нура, который даже после того, как работы по очистке Нуры провели, остался загрязнен ртутью.
Сама же история этого поистине экологического бедствия для западных районов Темиртау и реки Нуры началась еще в 50-е годы прошлого века с вводом завода “Карбид”, сточные воды которого содержали огромное количество этого металла, выделяющего смертельно опасные испарения для всего живого.
Конечным могильником стало Интумакское водохранилище в 90 километрах от Темиртау, которое обеспечивало технической водой Астану и поддерживало Кургальджинский заповедник.
Естественно, такое положение ужасало как экологов, так и власти с населением. В 1997 году приняли решение о закрытии опасного предприятия, но лишь в 2003 году Казахстан подписал соглашение о реализации проекта по очистке реки Нуры с Международным банком развития, стоимость которого составила почти 98 миллионов долларов. Для захоронения отходов построили специальный полигон в трех километрах от Темиртау.
“Мы вывезли на этот полигон более 700 тысяч тонн загрязненного грунта, из которых около 300 тысяч тонн принадлежали к первой категории опасности, в то время как с поймы самой реки был вывезен один миллион четыреста тысяч тонн”, - рассказал “НП” начальник отдела реализации проектов “очистка реки Нура” РГП “Казводхоз” Комитета по водным ресурсам МОСВР РК Магауя Кулжанов. Всего на полигоне, по его словам, сегодня захоронены 2 миллиона 143 тысячи тонн загрязненного материала. Говорят, когда разбирали сам завод, снимали штукатурку со стен, ртуть текла даже оттуда. “Мы эту ртуть собрали в 300 специальных бочек, закрыли азотным бетоном снизу и сверху”, - говорит Кулжанов.
Провели и очистку Нуры с третьего по тринадцатый километр, особое внимание при этом уделялось наиболее глубоким местам в пойме реки, где толщина ртутного ила, по данным МОСВР, достигала 3,5 метра. После чего вроде можно было вздохнуть с облегчением, но в 2009 году карагандинские экологи снова забили тревогу - выяснилось, что во время весенних паводков и ливневых дождей ртуть все равно откуда-то поступает.
После многочисленных проб грунта и воды оказалось, что вся беда - в коллекторе, на ликвидацию которого в ходе очистных работ просто не хватило финансирования. “Коллектор не вошел в первоначальное проектирование, потому что это было во время перестройки, и он принадлежал закрытому акционерному обществу, которое не пустило в эту зону наших проектировщиков”, - сетует Магауя Кулжанов.
По его данным, “территорию очистили, но заменить коллектор длиной в 4,7 километра не смогли, не хватило денег - всего 250 миллионов тенге”. С тех пор вопрос с коллектором остается открытым, несмотря на то, что в 2011 году было выездное заседание правительства специально по реке Нура и каналу Нура-Ишим, в ходе которого акимату Карагандинской области дали поручение как можно быстрее разобраться с создавшейся ситуацией. Но местные власти быстро сообразили, что 24 процента государственного участия в предприятии не сулят ничего, кроме головной боли, и отказались.
Тогда МОСВР РК, в то время будучи еще МООС, из своих средств выделил 47 миллионов тенге на проведение дополнительных работ по очистке территории, но на коллектор снова не хватило. К процессу подключился мажилис парламента РК, хотя неоднократные обращения депутата мажилиса парламента РК Андрея Бегенеева к руководству Карагандинского региона и города Темиртау также пока не принесли сколько-нибудь ощутимых результатов.
“Я считаю, что для полной ликвидации источника загрязнения ртутью реки Нура необходимо было одновременное проведение работ по замене коллектора и по реконструкции очистных сооружений, но этого не произошло, - поделился своими соображениями Бегенеев. - Тем временем осенью прошлого года в регионе снова прошли ливневые дожди, которые представляли собой угрозу не только для урожая, но и для донных отложений Нуры, пропитанных ртутью. Итог - превышение нормы содержания ртутных отложений, по некоторым данным, в 17 раз”.
Все вместе это дало повод независимым экологическим экспертам из Чехии, которых пригласили в качестве поддержки карагандинские экологи, усомниться в качественной очистке речных отложений.
Более того, “ТЭМК” до сих пор производит сброс технической воды в Нуру, имеющей повышенное содержание ртути, не говоря уже о нездоровом фоне вокруг пресловутого коллектора.
Астана |