|
Алан Байтенов
В 2013 году Административный кодекс “принес” бюджету республики около 81 миллиарда тенге. Это по бумагам. На деле вытащить у должников удалось лишь чуть больше половины. Об этом сказано в официальном сообщении Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Тем самым без внимания осталось около миллиона постановлений общей суммой примерно в 38 миллиардов тенге. А причина, говорится в отчете, “в бездействии уполномоченных государственных органов по принятию комплексных мер принудительного воздействия на должника”. Это ли не те деньги, которые, вытяни их полностью, позволили бы не поднимать налоги на транспорт и недвижимость? Ведь все мы помним, что в результате введения “налога на роскошь” бюджет рассчитывал получить всего-то 10 миллиардов тенге. То есть почти в 4 раза меньше существующего долга
Комитет правовой статистки в последнее время готовит занимательные исследования. Вспомним хотя бы отчет по ДТП, произошедшим в Казахстане в 2013 году, - рост по сравнению с 2012 годом зафиксирован на уровне 64,9 процента! И вот теперь, казалось бы, скучные цифры нам рассказывают об очень интересных вещах - во-первых, общество должно государству 38 миллиардов тенге, а во-вторых, в отчете прямо называются те, кто не справился с работой. Но по порядку.
Итак, по данным Централизованного банка данных об административных нарушениях и лицах, их совершивших, в минувшем году было совершено 3 288 055 административных нарушений. По этим проступкам было вынесено 2 659 289 постановлений о наложении штрафов. В абсолюте это 80 миллиардов 924 миллиона тенге. Однако из всей этой суммы в бюджет попали лишь 42 миллиарда 954 миллиона тенге. То есть, подсчитывается в отчете, 53,1 процента... Все остальное богатство так и числится на бумагах. То есть, можно сказать, лежит на столах судебных исполнителей.
Теперь сухой остаток - неисполненными значатся 946 815 постановлений на общую сумму в 37 миллиардов 969 миллионов тенге. И это является, сообщает отчет, прямым следствием низкой эффективности работы уполномоченных органов. Так, к примеру, наименьший процент “выбивания” долгов значится за Агентством по регулированию естественных монополий (11,2 процента), за КНБ (20,3 процента), за Антимонопольным комитетом (51 процент) и за налоговыми органами (53,4 процента).
В то же время все это, можно сказать, общая статистика. То есть в этих показателях числятся все штрафы, в том числе и те, у которых еще есть время на оплату. Однако, сообщает комитет, есть и такие, которые должны были быть отправлены на принудительное взыскание уже давно: “По рассмотренным в 2013 году правонарушениям на принудительное взыскание не направлено 123 345 постановлений на сумму 3 миллиарда 448 миллионов тенге”. Крайне неудовлетворительно работают и судебные исполнители: “Согласно сведениям статистического отчета формы №4 “О работе по исполнению судебных актов”, за 12 месяцев 2013 года значатся неисполненными 221 060 постановлений на сумму 14 миллиардов 824 миллиона 913 тысяч тенге”. Вот так понемногу и набираются те самые 38 миллиардов тенге. И платить не хотят совершенно. Ради чего идут на преступления - по республике выявлено 4072 поддельных квитанции об уплате штрафов.
Цифр пусть и много, но, согласитесь, все они несут в себе значимую информацию. Одно только неприятно - решение поднять налоги было озвучено в конце 2013 года. То есть тогда, когда долг государству мог быть уже известен. И он не только покрывал недостачу в бюджет (вспомним те самые 10 миллиардов тенге), но и превосходил ее в 4 раза. Что, собственно, может говорить о нескольких вариантах - низком взаимодействии государственных органов, обыкновенном желании продемонстрировать силу и работу аппарата, в данном случае Минэкономики и бюджетного планирования, и об отношении к государственному долгу как к безвозвратно потерянным деньгам. Или все же это обыкновенная жажда пнуть гражданина, чтобы и не думал лезть куда не следует, то есть даже не мечтал иметь солидный автомобиль или приличную недвижимость?
В общем, деньги у государства есть. И согласитесь, что в низкой эффективности работы судебных исполнителей и прочих представителей ответственных за выбивание штрафов органов обычный казахстанец не виноват. Но кто у нас будет что-то менять - ведь проще поднять налоги... Интересно и то, что все реформы, которые были направлены на увеличение полномочий судебных исполнителей, после опубликования этого отчета показали свою несостоятельность. Злостным неплательщикам штрафов не страшны даже ограничения вследствие государственного долга - ни реестр должников, ни запрет выезда за пределы республики, ни реальная угроза замены административного штрафа на исправительные работы. В этом случае, наверное, поможет только один вариант - угроза пустить все имущество должника с аукциона. И то, наверное, найдутся особо стойкие и изобретательные, которые будут переписывать имущество и скрываться. Кстати, в наших законах до сих пор нет нормы, которая признавала бы подобные сделки и способы ухода от ответственности незаконными.
Кстати, такое “упрощенное” отношение к государственным долгам возникло, по всей видимости, также и из-за отношения судебных исполнителей к своим обязанностям. Ведь, как мы уже говорили, за 12 месяцев они могли бы принести государству почти 15 миллиардов тенге. Такое ощущение, что им все равно - расширяют полномочия или наоборот срезают. Со стороны все выглядит так, что им не интересно ничего, кроме своей гарантированной бюджетом заработной платы. И сейчас, наверное, стоит также подумать о способах их мотивации: не вытащил порученный долг - удержали процент с заработной платы. |