Юлиана Жихорь
Несколько лет назад правоохранительные органы призвали граждан “стучать” друг на друга. Тогда это назвали “добровольной помощью” полиции. Поощрялись все виды доносов - от анонимных до именных. Причем последним даже обещали выплачивать вознаграждение (по итогам 2013 года только в Астане выплатили около 13 миллионов тенге вознаграждений). Теперь полиция, видимо, устав от горы бумажек от законобдящих граждан, решила ограничить рвение казахстанцев - отныне анонимки “вне закона”
Анонимка - популярное средство сведения счетов с давних времен. Политики “капали” друг на друга друг другу и своим королям, сосед доносил на соседа “куда следует”. Согласно словарю Ожегова, анонимка - это письмо без подписи (или под чужой подписью), “сообщающее о ком-нибудь что-нибудь обидное, неприятное, компрометирующее”. А юриспруденция СССР рассматривала анонимку как повод для проверки указанного в письме лица, но все-таки оговаривала, что автора анонимки тоже стоит поискать. Впрочем, искали анонимщиков лишь в случае “антисоветского содержания письма”. Но, как бы то ни было, в советское время анонимщики получили особо широкое распространение.
В годы независимости традиция “писать оперу” продолжилась. Но она еще подкрепилась “развлечениями”: часто на пульт полиции звонят “доброжелатели”, сообщающие о заложенных то тут, то там взрывных устройствах. В 99 процентах случаев эти звонки-доносы оказываются ложными.
На днях первый заместитель генерального прокурора
Иоган Меркель сообщил, что в проекте нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК) решили положить конец массовому потоку анонимок: их правоохранительные органы более не будут рассматривать. Исключение составят лишь сообщения о взрывных устройствах. Но при этом значительно возрастает и ответственность за ложный донос - до 10 лет лишения свободы.
Кстати, как сообщил Меркель, “в целях защиты конституционных прав наших граждан от необоснованного уголовного преследования перед регистрацией заявители обязательно будут предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос”.
Для защиты все тех же конституционных прав граждан (а заодно и их имиджа) прокуратура предлагает отказаться от стадии возбуждения уголовного дела. Поскольку, заявляется в обосновании, на стадии доследственной проверки “гражданину или предпринимателю не представлено никаких гарантий и прав, в том числе и права на защиту”. Хотя “все, что органам уголовного преследования необходимо для решения вопроса о возбуждении дела, у проверяемого изымут, экспертизу назначат, будут опрашивать знакомых, коллег и так далее”. “Это, как вы понимаете, серьезный удар по имиджу проверяемых, по его связям, компаньонам. Хотя мы все знаем, что возбуждение уголовного дела еще не означает, что лицо виновно, так как виновность устанавливает только суд”, - рассказал выступающий. Так что теперь началом досудебного производства будет являться регистрация заявления об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственное действие.
P.S.
Впервые в УПК появляется и норма о запрете на приближение подозреваемого к потерпевшему (на период следственных действий). Депутаты предлагали сразу же в Кодексе установить и расстояние, которое должно разделять стороны, но прокуратура высказалась против. “В жизни может быть ситуация, что эти люди вместе работают, что эти люди вместе живут в одной квартире, являются соседями. Там расстояние будет меньше ста метров. И если мы заложим какое-то расстояние, на которое нельзя приближаться, получается, что это заведомо невыполнимо будет в жизни”, - заявил Меркель. Добавив, что суд будет “на месте” принимать решение: и о расстоянии, и о каких-либо запретах (не общаться, не говорить по телефону и т.п.). К слову, контролировать исполнение решения суда будет сам потерпевший.
Впрочем, работа над законопроектом еще предстоит долгая. Мажилисмены одобрили документ лишь в первом чтении.
Астана |