|
Юлиана Жихорь
Еще не забылось, как правительство Казахстана заявляло в минувшем году, что намерено создать консорциум казахстанских компаний для реализации обязательств по казахстанскому содержанию в многомиллиардном проекте будущего расширения месторождения Тенгиз. Однако время идет, а консорциум до сих пор не создан. Между тем ТШО уже начал отбор подрядчиков, что может вообще отодвинуть казахстанских машиностроителей от проекта. Все это грозит еще большим кризисом отрасли машиностроения в целом
К сожалению, громкие заявления о росте производства казахстанского машиностроения применимы лишь к автопрому. В отношении всей остальной отрасли они являются не более чем агитацией веры в лучшее.
В целом по машиностроению рост в 2013 году неплохой - 14,6 процента. Но он обеспечен лишь за счет производства собственно автомобилей и их составляющих: производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов в 2013 году выросло почти на 80 процентов, прочих транспортных средств - на 15,5 процента. Производство же других товаров машиностроительной отрасли (за исключением электроники и электрооборудования) показало спад в 5 процентов.
Причем речь идет не об отсутствии возможностей производства, а об отсутствии рынков сбыта для производимой продукции. Если верить данным Агентства по статистике, загрузка предприятий, производящих нефтепромысловое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, составляет в среднем 55 процентов!
Помнится, в правительстве говорили о необходимости развивать отечественное машиностроение, чтобы создавать конкуренцию на внешних рынках. Но пока с этим ой как непросто. Автомобили и станки made in Kazakhstan на внешних рынках популярностью не пользуются, да их туда попросту не пускают (как, например, в Россию). В итоге в общем объеме экспорта доля продукции машиностроения занимает мизерные 1,4 процента (данные на январь - ноябрь 2013 года). Зато импорт машиностроительного оборудования идет в Казахстан в полную силу - этот сегмент занял почти 40 процентов в общем объеме импорта (по данным на январь - ноябрь 2013 года).
Казахстанское машиностроение, особенно нефтегазовое и сервисное, могло бы получить отличный толчок к развитию, если бы приняло участие в реализации ряда крупных нефтяных проектов на территории страны. Последние пару лет правительство вело активные переговоры по возможному участию казахстанских сервисных и машиностроительных компаний (объединенных в Консорциум казахстанских компаний) в проекте будущего расширения ТШО. Речь шла о возможном увеличении доли казахстанского содержания в проекте (теперь это именуется “национальным режимом”) с 5 до 8 миллиардов из 23 миллиардов долларов инвестиций, направляемых на ПБР ТШО (в виде поставок оборудования и сервисного обслуживания проекта), и увеличении числа новых рабочих мест с 20 тысяч до 25.
Еще осенью стало известно, что правительство и ТОО “Тенгизшевройл” подписали меморандум о сотрудничестве. Впрочем, эта информация стала единственной в потоке слухов о переговорах властей с нефтяниками. И с тех пор никакой информации ни об увеличении казахстанской доли, ни о создании консорциума не поступало. Как стало известно “НП”, до сих пор идут согласования с разного рода машиностроительными отраслевыми ассоциациями и компаниями по форме консорциума (изначально предполагалось, что он будет создан на базе АО “НК “Казахстан Инжиниринг”).
И это при том, что в ТШО уже начали поиск подрядчиков на реализацию проекта. И, разумеется, практически все они - иностранные компании. В ПБР ТШО, как и в большинстве нефтегазовых проектов в Казахстане, наблюдается известная схема, когда международные нефтяные компании предпочитают иметь дело со своими глобальными поставщиками. Вот и сейчас в ТШО, как говорят в кулуарах, уже составлен список подрядчиков, в числе которых традиционная для почти всех проектов с участием “Шеврона” американские и другие зарубежные компании. Все же казахстанские предприятия, которые претендовали на расширение своего участия в рамках ПБР, якобы уже признаны “несостоятельными”. Максимум на что они могут рассчитывать, так это на несущественные (как в объемах, так и в финансовой части) заказы. Например, пара заводов, входящих в группу компании “Казахстан Инжиниринг”, в прошлом году являлись поставщиками ТШО: одно предприятие заключило 4 контракта на сумму 4 миллиона тенге, другое - на 6,2 миллиона.
Получается, что если в самое ближайшее время Казахстан не решится на создание консорциума и не найдет в себе “политической воли” продвинуть интересы собственных компаний, Казахстан “пролетит” и с 8 миллиардами долларов участия в ПБР ТШО.
Самое печальное, что проблема неучастия казахстанских компаний в проекте ТШО - это вершина айсберга. Сегодня на кону стоят инвестиции в ПБР в объеме 23 миллиардов долларов (кстати, по оценкам экспертов, сумма инвестиций может вырасти до 30 с лишним миллиардов). Но в самом ближайшем будущем аналогичные проекты по расширению ожидаются и на Карачаганаке, Кашагане и других проектах помельче. А это значит, что их иностранные операторы могут, по примеру ТШО, также не обращать внимания на казахстанских машиностроителей. Тем более что, как уже было сказано выше, казахстанская сторона и сама не торопится лоббировать свои интересы.
Астана
Вот что еще полтора года назад заявила заместитель главного менеджера по связям с правительством и общественностью ТОО “Тенгизшевройл” Линси Крейн: “Да, при модульном методе объем работ (казахстанское содержание. - “НП”), безусловно, уменьшится. Однако компания выиграет очень много в плане экономии времени... Если бы все имеющие отношение к проекту работы осуществлялись на месте, то пришлось бы привлечь более 40 тысяч человек... Специалисты компании побывали во всех регионах республики и ознакомились с их производственными мощностями. Они искали конкретные ответы на вопросы: какие компании будут заниматься производством металлоконструкций, каков их статус, какую продукцию они предлагали нам ранее, каким было ее качество. Разумеется, те модули, которые можно будет изготовить в Казахстане, будут выпускаться здесь. Однако, как вы знаете, в этом проекте предусмотрены очень сложные по своей конструкции узлы. Следует признать, что для их производства казахстанские заводы не располагают ни необходимыми производственными мощностями, ни технологиями, ни средствами. Приведу один пример: нам в рамках этого проекта крайне необходимы компрессоры для перекачивания сырого газа. Так вот, их не могут изготовить даже в США. Поэтому сами американцы закупают их в Италии. Именно по этой причине и мы приобретаем их в Италии”. |