ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Тенгиз мимо тенге Новость дня / События

Юлиана Жихорь
Еще не забылось, как правительство Казахстана заявляло в минувшем году, что намерено создать консорциум казахстанских компаний для реализации обязательств по казахстанскому содержанию в многомиллиардном проекте будущего расширения месторождения Тенгиз. Однако время идет, а консорциум до сих пор не создан. Между тем ТШО уже начал отбор подрядчиков, что может вообще отодвинуть казахстанских машиностроителей от проекта. Все это грозит еще большим кризисом отрасли машиностроения в целом

К сожалению, громкие заявления о росте производства казахстанского машиностроения применимы лишь к автопрому. В отношении всей остальной отрасли они являются не более чем агитацией веры в лучшее.
В целом по машиностроению рост в 2013 году неплохой - 14,6 процента. Но он обеспечен лишь за счет производства собственно автомобилей и их составляющих: производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов в 2013 году выросло почти на 80 процентов, прочих транспортных средств - на 15,5 процента. Производство же других товаров машиностроительной отрасли (за исключением электроники и электрооборудования) показало спад в 5 процентов.
Причем речь идет не об отсутствии возможностей производства, а об отсутствии рынков сбыта для производимой продукции. Если верить данным Агентства по статистике, загрузка предприятий, производящих нефтепромысловое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, составляет в среднем 55 процентов!
Помнится, в правительстве говорили о необходимости развивать отечественное машиностроение, чтобы создавать конкуренцию на внешних рынках. Но пока с этим ой как непросто. Автомобили и станки made in Kazakhstan на внешних рынках популярностью не пользуются, да их туда попросту не пускают (как, например, в Россию). В итоге в общем объеме экспорта доля продукции машиностроения занимает мизерные 1,4 процента (данные на январь - ноябрь 2013 года). Зато импорт машиностроительного оборудования идет в Казахстан в полную силу - этот сегмент занял почти 40 процентов в общем объеме импорта (по данным на январь - ноябрь 2013 года).
Казахстанское машиностроение, особенно нефтегазовое и сервисное, могло бы получить отличный толчок к развитию, если бы приняло участие в реализации ряда крупных нефтяных проектов на территории страны. Последние пару лет правительство вело активные переговоры по возможному участию казахстанских сервисных и машиностроительных компаний (объединенных в Консорциум казахстанских компаний) в проекте будущего расширения ТШО. Речь шла о возможном увеличении доли казахстанского содержания в проекте (теперь это именуется “национальным режимом”) с 5 до 8 миллиардов из 23 миллиардов долларов инвестиций, направляемых на ПБР ТШО (в виде поставок оборудования и сервисного обслуживания проекта), и увеличении числа новых рабочих мест с 20 тысяч до 25.
alt
Еще осенью стало известно, что правительство и ТОО “Тенгизшевройл” подписали меморандум о сотрудничестве. Впрочем, эта информация стала единственной в потоке слухов о переговорах властей с нефтяниками. И с тех пор никакой информации ни об увеличении казахстанской доли, ни о создании консорциума не поступало. Как стало известно “НП”, до сих пор идут согласования с разного рода машиностроительными отраслевыми ассоциациями и компаниями по форме консорциума (изначально предполагалось, что он будет создан на базе АО “НК “Казахстан Инжиниринг”).
И это при том, что в ТШО уже начали поиск подрядчиков на реализацию проекта. И, разумеется, практически все они - иностранные компании. В ПБР ТШО, как и в большинстве нефтегазовых проектов в Казахстане, наблюдается известная схема, когда международные нефтяные компании предпочитают иметь дело со своими глобальными поставщиками. Вот и сейчас в ТШО, как говорят в кулуарах, уже составлен список подрядчиков, в числе которых традиционная для почти всех проектов с участием “Шеврона” американские и другие зарубежные компании. Все же казахстанские предприятия, которые претендовали на расширение своего участия в рамках ПБР, якобы уже признаны “несостоятельными”. Максимум на что они могут рассчитывать, так это на несущественные (как в объемах, так и в финансовой части) заказы. Например, пара заводов, входящих в группу компании “Казахстан Инжиниринг”, в прошлом году являлись поставщиками ТШО: одно предприятие заключило 4 контракта на сумму 4 миллиона тенге, другое - на 6,2 миллиона.
Получается, что если в самое ближайшее время Казахстан не решится на создание консорциума и не найдет в себе “политической воли” продвинуть интересы собственных компаний, Казахстан “пролетит” и с 8 миллиардами долларов участия в ПБР ТШО.
Самое печальное, что проблема неучастия казахстанских компаний в проекте ТШО - это вершина айсберга. Сегодня на кону стоят инвестиции в ПБР в объеме 23 миллиардов долларов (кстати, по оценкам экспертов, сумма инвестиций может вырасти до 30 с лишним миллиардов). Но в самом ближайшем будущем аналогичные проекты по расширению ожидаются и на Карачаганаке, Кашагане и других проектах помельче. А это значит, что их иностранные операторы могут, по примеру ТШО, также не обращать внимания на казахстанских машиностроителей. Тем более что, как уже было сказано выше, казахстанская сторона и сама не торопится лоббировать свои интересы.

Астана

Вот что еще полтора года назад заявила заместитель главного менеджера по связям с правительством и общественностью ТОО “Тенгизшевройл” Линси Крейн: “Да, при модульном методе объем работ (казахстанское содержание. - “НП”), безусловно, уменьшится. Однако компания выиграет очень много в плане экономии времени... Если бы все имеющие отношение к проекту работы осуществлялись на месте, то пришлось бы привлечь более 40 тысяч человек... Специалисты компании побывали во всех регионах республики и ознакомились с их производственными мощностями. Они искали конкретные ответы на вопросы: какие компании будут заниматься производством металлоконструкций, каков их статус, какую продукцию они предлагали нам ранее, каким было ее качество. Разумеется, те модули, которые можно будет изготовить в Казахстане, будут выпускаться здесь. Однако, как вы знаете, в этом проекте предусмотрены очень сложные по своей конструкции узлы. Следует признать, что для их производства казахстанские заводы не располагают ни необходимыми производственными мощностями, ни технологиями, ни средствами. Приведу один пример: нам в рамках этого проекта крайне необходимы компрессоры для перекачивания сырого газа. Так вот, их не могут изготовить даже в США. Поэтому сами американцы закупают их в Италии. Именно по этой причине и мы приобретаем их в Италии”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение