|
Ольга Шишанова
Министерство образования и науки республики снова жалуется на нехватку финансирования, без которого, по словам вице-министра ведомства Такира Балыкбаева, невозможно поднять качество обучения как в школах, так и в вузах
В прошлом году на развитие образовательной отрасли в Казахстане выделили 106,5 миллиарда тенге. Однако министерство считает эту цифру мизерной, сетуя, что в Европе на это направление выделяют 2,2 процента ВВП. Но в странах ЕС уже давно устоявшаяся система образования, а высшая школа не подвергается такому многообразию реформ, как в Казахстане.
Та же методика дуального образования, которая была призвана совместить обучение и приобретение профессиональных навыков, несколько раз меняла свое направление начиная с 2011 года.
Про реформы в самой системе образования и говорить не приходится. Достаточно вспомнить высказывание буквально накануне прошлого года председателя Комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК Дариги Назарбаевой, что “от реформ в образовании уже тошнит”. За последние десять лет можно насчитать минимум пять разных революционных программ, объединенных лишь одной составляющей - увеличением финансирования.
Тем не менее, и качество преподавания, и качество получаемого образования в большинстве школ и вузов до сих пор не улучшились. В итоге, молодежь, как печально отметила Назарбаева, продолжает ходить в вузы лишь за бумажкой-дипломом, “зная, что потом по специальности они работать не будут”.
Некачественное профессиональное обучение в высших учебных заведениях давно вызывает и нарекания со стороны работодателей. Фактически сегодня складывается ситуация, что при наличии свободных вакансий работодателям просто некого брать на работу. Сам же бизнес пока не может влиять на качество обучения готовящихся специалистов. Это особо подчеркивает заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК Тимур Назханов, отмечая, что даже автономность вузов, о которой столько говорят в последнее время, “вызывает опасения в силу несогласованности действий вуза и работодателя”.
Этого же мнения придерживается и ректор Казахской академии транспорта и коммуникаций Бахытжан Куанышев, по мнению которого, “мы давно зарегламентировали поступление в вузы, но даже те, кто приходит из них на производство, оставляют желать лучшего”. И количество таких “приходящих” с каждым годом уменьшается.
Так, согласно данным МОН РК, если в 2008 году из окончивших бакалавриат трудоустроенными оказались 91,5 процента выпускников, то в 2013 году - уже 52 процента. С магистрантами, количество которых оказалось меньше само по себе, картина другая - 32,3 и 66 процентов соответственно.
Вице-министр Балыкбаев честно признался, что “мы не можем всех выпускников сегодня обеспечить работой”, хотя на ту же Стратегию занятости (“Дорожная карта-2020”) в течение последних нескольких лет выделялись немалые средства, которые по большей части оказались либо неосвоенными, либо “канули в лету”.
Что же касается качества образования в вузах, то вице-министр ведомства ссылается на низкую зарплату преподавателей и невозможность последних заниматься повышением своей квалификации ввиду отсутствия денег.
Между тем, помнится, что экс-министр Бакытжан Жумагулов старался делать упор на повышение квалификации преподавательского состава чуть ли не на каждом заседании правительства, сообщая о том, что в Казахстане все больше становится преподавателей высшей категории. Да и финансирование на это выделялось немалое. А теперь вдруг в одночасье и денег не стало, и квалификации лишились. Загадка.
При этом цены на обучение в вузах в Казахстане далеко не дешевые. В среднем стоимость одного года обучения в Евразийском университете имени Гумилева в Астане составляет 600 тысяч тенге (или 4 тысячи долларов). Аналогичные суммы (или чуть меньше) и по другим вузам государства.
Впрочем, самые престижные университеты гораздо дороже. Например, в КИМЭП стоимость обучения зависит от количества выбранных предметов - расчет ведется за один академический час (их стоимость начинается от 36,6 тысячи тенге). Так что в среднем студент бакалавриата выплачивает в год более миллиона тенге.
То есть, по идее, средства у университетов на повышение квалификации собственного преподавательского состава должны быть.
Дарига Назарбаева сомневается в прямой связи между увеличением финансирования отрасли и повышением качества преподавания, а значит, и получаемых студентами знаний. “Я пока не могу проследить эту связь”, - говорит она, отмечая при этом, что “что-то надо делать с теневой экономикой”, поскольку “преподаватель, получая 80 тысяч, спокойно себя при этом чувствует”.
“В тени” находится и вопрос в отношении грантовых средств на обучение, которые ежегодно выделяются из государственной казны, о чем не преминула заметить депутат Ирина Аронова. “Министерство только собирается координировать свою работу в этом направлении, а ведь в прошлом году по госзаказу уже прошли 142 тысячи абитуриентов. Каким образом будет координироваться работа ведомства - задним числом? Но ведь это бюджетные деньги”, - недоумевает депутат.
Кстати, нигде в интернете в открытом доступе не найти информации о стоимости обучения студентов в Назарбаев Университете. Везде лишь подается, что “все студенты обучаются в Назарбаев Университете за счет государственных и спонсорских грантов”. Лишь в 2010 году сообщалось, что стоимость года обучения в новом университете составит не менее 12 тысяч фунтов стерлингов (18,8 тысячи долларов).
При всех проблемах Казахстан в 2012 году стал правительственным членом европейского реестра обеспечения качества образования, одновременно заручившись сопредседательством в Болонском процессе в 2014 году.
Астана |