|
Константин Маскаев
Почти год СМИ и блогосфера обсуждают громкий конфликт, связанный с православным приютом для детей и престарелых под Алматы и личностью его теперь уже бывшего руководителя игумена Софрония (в миру - гражданина Петра Владимировича Евтихиева). С одной стороны - детский приют, созданный и опекаемый православным монахом. С другой - группа неназываемых фигурантов, которые посягают на земли приюта, для чего, взяв в партнеры представителей власти на местах, организовали гонения на Софрония. Во всяком случае, в своих интервью и комментариях Софроний всегда высказывает это предостережение: его хотят выжить, после чего приют расформируют. А после отмененной “последней пресс-конференции” Софрония накануне Дня Независимости, на которой он якобы собирался попрощаться с казахстанцами, в блогосфере заговорили о том, что церковь и власть “договорились” и Софрония “слили”
Действительно, на протяжении длительного времени широкой аудитории не было известно о позиции православной церкви по поводу конфликта.
И вот наконец позицию Астанайско-Алматинской епархии поручено озвучить пресс-секретарю иерею Евгению Иванову, который рассказал много интересного, неизвестного до сих пор широкой публике. Оказывается, что еще 20 мая 2013 года епархиальное началие отстранило игумена от должности директора детского приюта, а 1 июня - и от должности настоятеля Свято-Сергиевского храма.
Вот и эта новость, откровенно говоря, шокирующая - как нашу редакцию, так и все общество. Ведь никаких порочащих отца Софрония сведений как будто нет, во всяком случае, они не известны широкой публике. Тогда как заслуги игумена налицо - церковь признает, что на протяжении всего времени существования обители милосердия ее директор игумен Софроний проявил себя как незаурядный организатор. При нем выросли новые корпуса приюта, налажено натуральное хозяйство: держат скот, выращивают овощи, сеют пшеницу. Но для того, чтобы вести воспитательную работу с детьми, этих качеств оказалось недостаточно. Воспитанники приюта - в основном трудные дети, пережившие тяжелые жизненные испытания и психологические стрессы. Работа с ними требует высокой педагогической квалификации, большого терпения, безупречных моральных и духовных качеств. И вот, по мере развития приюта, стало очевидным, что игумен, не имеющий педагогического образования, такими характеристиками не обладает.
В то же время, как теперь признают в епархии, в полной мере обнаружились и отрицательные стороны его характера, к которым можно отнести нежелание воспринимать справедливую критику и исправлять недостатки в своей деятельности, а также его неспособность к конструктивному сотрудничеству с органами государственной власти.
Начиная с 2002 года в епархиальное управление стали поступать жалобы на Софрония за безнравственное поведение и грубое обращение с детьми. С 2008 года жалобы приняли системный характер. С ними разбирались органы церковного управления, власти, полиции и прокуратуры. В приюте неоднократно работали комиссии из епархии, районного акимата и Министерства образования. Эти комиссии фиксировали существенные недостатки и упущения в педагогической, хозяйственной и финансово-экономической деятельности, выдвигались требования по устроению.
А в июле 2013 года миграционная полиции инициировала получивший широкий общественный резонанс судебный процесс выдворения игумена из страны - на основании ряда нарушений законодательства. И 29 июля Илийский районный суд Алматинской области принял решение о выдворении.
Тем не менее, выражая надежду на изменение поведения игумена Софрония и призывая его к сотрудничеству, епископ Каскеленский Геннадий от лица епархии обратился в областной суд с ходатайством об отмене решения о депортации. Эту апелляцию удовлетворили решением суда 2 октября 2013 года.
В октябре-ноябре, как теперь признают в епархии, ситуация с приютом продолжала развиваться в негативном ключе. Игумен Софроний, оставаясь клириком Свято-Сергиевского храма, продолжал саботировать все действия государственной власти и церковного священноначалия, направленные на нормализацию обстановки в детском приюте, вел активную работу с целью посеять в обществе недоверие к руководству церкви и государства, распускал клеветнические слухи и измышления.
После чего районный департамент образования инициировал судебный процесс, направленный на отобрание детей, содержащихся в приюте.
Все это привело к тому, что 1 декабря 2013 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр полностью отстранил игумена Софрония от дел в обители милосердия и перевел его на служение в Астанайское благочиние. Но от назначения на новое место пастырского служения Софроний отказался. Он просит перевести его в одну из епархий в России.
Во всей этой истории самым любопытным представляется, чем же вызвал опальный игумен не скажем, что гнев, но осуждение своего духовного начальства? Но церковь на этот вопрос не дает ответа.
Вообще, многие считают Софрония бывшим военным, спецназовцем. По другой версии - руководителем подразделения по освобождению заложников на авиатранспорте. Почему за ним закрепился этот имидж, неясно. Сам он свое боевое прошлое не комментирует. Но и не опровергает. Вот и Lenta.ru со ссылкой на “Радио Азаттык” пишет, что Софроний воевал в Афганистане, завершив службу в звании подполковника в начале 1990-х. Не отсюда ли любовь и уважение к Софронию со стороны ветеранов российской и казахстанской “Альфы”, других военных? Сомнение вызывает лишь дата рождения: Петр Евтихиев родился 6 июля 1969 года. Значит, в армию в 18-летнем возрасте его могли призвать не ранее осени 1987 года. Известно, что последние подразделения советских войск покинули Афганистан 15 февраля 1989 года. Сколько времени нужно, чтобы дослужиться до подполковника?
По данным же, которые дает епархиальное управление, Софроний 17-летним юношей был зачислен в духовную семинарию, которую окончил в 1994 году. И он - невоеннообязанный.
Сейчас настоятелем Свято-Сергиевского храма и директором обители милосердия назначили протоиерея Евгения (Бобылева), руководителя отдела религиозного образования и катехизации епархии. Это опытный священнослужитель, имеющий высшее педагогическое образование. Отец Евгений также руководит духовной семинарией.
Самое главное, как утверждает пресс-служба Астанайско-Алматинской епархии, возможность закрытия приюта даже не допускается.
Напомним, детский приют при Свято-Сергиевском приходе поселка имени Туймебаева Алматинской области был создан в 2000 году по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) при содействии попечителей. Позже при приходе учредили и дом престарелых. Учреждения стали единым комплексом “обители милосердия”. Сейчас там живут 124 ребенка разных возрастов и 120 стариков.
- Все административные решения, которые в последнее время принимались церковной епархиальной властью в отношении приюта, преследуют единственную цель: сохранить это благотворительное учреждение и дать ему возможность развиваться в точном соответствии с требованиями гражданского законодательства и каноническим уставом Православной церкви, - говорит представитель епархии. - По нашему глубокому убеждению, детский приют поселка имени Туймебаева - это драгоценное достояние всей воспитательной системы республики. |