|
Айгуль Жилкишина
Недавно группа депутатов внесла в мажилис проект закона РК “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Его разработали для обеспечения защиты прав ребенка в соответствии с принципами и нормами международного права, направленными на обеспечение информационной безопасности детей, в том числе закрепленными в Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной РК. Закон можно принять, дать ему зеленый свет, но в нашей стране, как говорится, суровость закона “смягчается” необязательностью его исполнения. Хотелось бы пригласить заинтересованных лиц к обсуждению этого непростого вопроса - сколько читателей, столько и мнений
Маркировка информации на всех носителях, рекомендации специалистов, обязательное законодательство - все это должно способствовать тому, чтобы психика детей и подростков формировалась в нормальном русле. Ограничительные или регулирующие меры все же не являются панацеей. Всемирная сеть опутала планету, интернет стал костным мозгом, где помимо необходимых и интересных вещей есть и манящая, иногда опасная “инфа”, от которой следует оградить неокрепшие умы. Где найти интересного собеседника, как понравиться девочкам, как приготовить “коктейль Молотова”, как совершить акт суицида - на все даст ответы “великий “Гугл”. Естественное любопытство может привести ребенка на сайты, пропагандирующие порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя. Такого рода контент может травмировать формирующуюся психику детей, вызвать у них страх, ужас, панику. Такова логика законодателей.
Большинство родителей, знакомых с интернетом, понимают и осознают эту проблему. Но не все из них знают, как правильно защитить своих детей от такого негативного воздействия. Существует интернет-контроль, установить который можно с помощью настроек операционной системы. Сайт “для умных родителей”, а именно раздел “полезный софт”, расскажет о программах для защиты детей в интернете. И все же дети умнее, чем вы думаете, - при желании можно обойти все препоны.
Лучшим средством, конечно, остается воспитание: привычку размышлять, рассуждать, обращаться с вопросами к родителям необходимо прививать детям сызмальства. В современных условиях, когда вечно занятые родители уделяют недостаточно времени нравственному и духовному воспитанию своих отпрысков, те занимаются “самообразованием”. Раньше стоило остерегаться “плохого” влияния улицы и долгого сидения перед экраном телевизора, сейчас “зависание” в сети днями (и ночами) стало настоящей угрозой. Выход только один. Нужно научить ребенка отличать хорошее от плохого, помогать решать его детские проблемы. Младшие должны знать, что они всегда могут рассчитывать на поддержку старших.
Ну а пока родители заняты решением вопроса “изнутри”, государство должно позаботиться о “внешней защите” - законодательной базе, связанной с защитой детей от опасной информации. Вот только хотелось бы пожелать всем, кто будет вовлечен в законотворческий процесс: этот закон должен быть составлен таким образом, чтобы его исполнение было обязательным. Для всех. Без излишеств, без свободных интерпретаций. Какие-то детали правоприменительной практики можно почерпнуть из опыта других государств.
Ведь свои подводные камни здесь, безусловно, имеются. К примеру, в соседней России Закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” вступил в силу 1 сентября 2012 года. В ноябре того же года действительным стал и другой Закон “О защите детей от вредоносной информации” - касающийся интернет-ресурсов. После резонансного выступления одного из представителей духовенства России с осуждением отдельных произведений русских классиков XIX века принятый закон подвергся критике. Под знаменем заботы о детской психике в черный список сайтов с противоправным контентом оказалось возможным отправить очень легко то, что просто не по нраву кому-то. Да, есть жизненная необходимость закрывать сайты, отрицающие семейные ценности, пропагандирующие насилие и суицидальные настроения. Но обычное “перегибание палки” в этот раз зашкалило выше нормы. К примеру, в течение года (с ноября 2012-го по ноябрь 2013-го) около 15 тысяч сайтов побывали в реестре запрещенных интернет-ресурсов, свыше 70 тысяч заявок поступило на блокировку сайтов. За тот же период, сообщают российские СМИ, “в отношении 10 интернет-ресурсов в реестр внесены IP-адреса, что подразумевает возможность блокировки этих сайтов операторами связи. Остальные 37 видеопорталов выполнили все требования, содержащиеся в уведомлениях Роскомнадзора, и остаются под наблюдением его специалистов до окончания срока действия определения суда”. Но кто и при каких условиях должен определять, насколько контент сайта противоречит нормам законодательства?
Необходимо соблюдать право на доступ к информации, все интернет-пользователи должны иметь возможность получать и использовать свободно распространяемую информацию. Вся продукция для детей должна быть маркирована - по возрастным категориям, целевому применению. Но тут же возникает вопрос: “А судьи кто?”, насколько эксперт будет свободен (и компетентен) в классификации информационной продукции и проведения экспертизы?
Когда-то можно было отпускать детей погулять на улицу, не беспокоясь об их безопасности. Отпустить детей “погулять в интернет” рискованно всегда. В последние годы эта угроза возросла, так как все ссылки, таящие в себе деструктивные элементы, выглядят как конфетка с красивой оберткой. Не все законы могут предостеречь от их пагубного воздействия. По этой причине повышение медиаграмотности детей и их родителей является сегодня такой же необходимостью, как кампании по ликбезу в 20-е годы ХХ века в СССР. Как бы там ни было, а свобода самовыражения является большим достижением гражданского общества. А научиться отличать зерна от плевел - задача, на решение которой уходит иногда вся жизнь. |