|
Алан Байтенов
Генеральная прокуратура выступает с беспрецедентным предложением - создать единый электронный ресурс, куда можно будет передавать материалы с зафиксированным правонарушением. Причем как со стороны представителей дорожно-патрульной полиции, так и других участников дорожного движения. За это даже предложат вознаграждение.
По мнению представителей прокуратуры, введение подобного механизма позволит в некоторых случаях “не вовлекать граждан в процесс документирования незаконных действий”. Эти самые процедуры, считают в прокуратуре, являются одной из причин безразличия граждан к происходящим правонарушениям на дороге
Действительно, сейчас, если ты зафиксировал правонарушение, например, со стороны представителей дорожно-патрульной полиции и подал заявление с просьбой принять меры - автоматически попадаешь в неповоротливую систему судебного разбирательства. Это, собственно, и останавливает добровольцев - кому из нас захочется терять время в суде, выступая свидетелем и давая показания? Особенно, если учесть, что судебное разбирательство - дело не одного дня, а в некоторых случаях - и не одного месяца. Наконец, Генеральная прокуратура обратила на это внимание - а ведь именно поэтому всевозможные телефоны доверия у нас попросту не эффективны.
Итак, Генеральная прокуратура на этой неделе выступила с рядом предложений, которые направлены на соблюдение законности в дорожной сфере. Основные проблемные направления - нарушения в сфере пассажирских перевозок (водители и состояние транспорта), системы технического контроля над соблюдением ПДД (в некоторых регионах они попросту не работают), незаконная выдача водительских удостоверений, отсутствие дорожных знаков и, наконец, систематическое нарушение норм административного законодательства со стороны самой дорожной полиции. “Несмотря на то, что подобные действия сотрудников ОДП зачастую носят уголовный либо коррупционный характер, увольнение не является нормой при их совершении. Безответственность, в свою очередь, является причиной совершения других правонарушений как участником дорожного движения, так и сотрудником дорожной полиции. Также не подвергается наказанию непосредственный начальник провинившегося сотрудника”, - говорится в официальном сообщении.
Однако наиболее интересное предложение, на наш взгляд, привлечение общественности к делу соблюдения законности и борьбы с коррупцией: “Для этого необходимо увеличить количество мероприятий, пропагандирующих нетерпимость к совершаемым правонарушениям, активно используя средства массовой информации”. И главная фишка - создание специального электронного ресурса, который позволит гражданам передавать в режиме онлайн фото- и видеоматериалы, где, собственно, и будут зафиксированы нарушения. Причем, по планам Генеральной прокуратуры, необходимо будет проработать такой механизм, чтобы освободить добровольных заявителей от бумажной волокиты. Ведь именно это заставляет многих из нас отказаться подавать заявление о нарушении закона.
Кстати, не исключено, что будет проработан вариант денежного вознаграждения за предоставленную информацию о нарушении. “Повысить эффективность данной работы возможно путем привлечения к выявлению нарушений ПДД гражданских лиц на возмездной основе. Это могут быть пенсионеры органов внутренних дел, личные автомобили которых будут оборудованы специальной аппаратурой”. Впрочем, привлекать будут не только пенсионеров органов внутренних дел, но и обычных гражданских лиц: “Осознание участниками дорожного движения возможности быть подвергнутыми административной ответственности даже в том случае, если их незаконные действия не зафиксированы непосредственно сотрудниками дорожной полиции, положительно скажется на соблюдении дорожной дисциплины”.
В общем, на бумаге это выглядит красиво. И надеемся, что в конечном итоге все окажется так же. Кстати, в ближайшем будущем будет создана рабочая группа под патронажем МВД, которая окончательно проработает все нюансы. Тем более, что их достаточно. К примеру, такой вариант - информация из анонимного источника. Как сделать так, чтобы вообще изолировать заявителя не только от бумажной волокиты, но и от судебного разбирательства, мы решили узнать у адвоката Таира Назханова.
- Я предполагаю, что будет издан определенный приказ Генеральной прокуратуры (у этого ведомства есть такие полномочия), в соответствии с которым лицо, которое предоставило видео- или фотоматериал, подтверждающее коррупционное правонарушение сотрудником дорожной полиции, не будет в дальнейшем приглашаться для дачи каких-либо показаний и т.д. Таким образом, он исполнит свой гражданский долг и в дальнейшем будет освобожден от необходимости доказательства тех или иных обстоятельств произошедшего. Конечно, если полученного фото- или видеоматериала будет достаточно для установления коррупционного правонарушения.
Но, с другой стороны, если я буду адвокатом сотрудника дорожной полиции, которого будут увольнять или привлекать к ответственности, я, конечно же, в обязательном порядке буду заявлять ходатайство о том, чтобы был установлен источник, предоставивший информацию. Ведь есть статья 116 Уголовно-процессуального кодекса, и там сказано - доказательство не может служить доказательством, если оно получено из источника, который невозможно определить. То есть источник должен быть не анонимным. После установления этого источника я попрошу, чтобы были произведены следственные мероприятия - очные ставки и так далее. Иначе здесь уже будет нарушаться право на защиту обвиняемого сотрудника дорожной полиции. А если это просто провокация со стороны самого правонарушителя?
И все же то, что Генеральная прокуратура предлагает эту идею, как надзорный орган за соблюдением законности, очень правильно. Это показывает серьезность намерений государства бороться с коррупцией в рядах дорожной полиции. Для этого, я думаю, не надо кардинально менять законодательство. То есть нужно на уровне самой Генеральной прокуратуры создать соответствующий приказ, который не будет противоречить Уголовно-процессуальному кодексу и Конституции. Я предполагаю, что это не так сложно - просто все необходимо оформить юридически грамотно.
Больше 5 лет назад нашей газетой совместно с представителями дорожной полиции был организован специальный рейд. Суть его заключалась в том, что команда передвигалась по городу и фиксировала нарушения правил дорожного движения на камеру. К этой акции были привлечены и читатели - им предоставлялась возможность передать нам свои материалы. Все это аккуратно собиралось и позже переходило в отделы УДП. Скажем так - граждане у нас очень сознательные и одновременно активно нарушающие ПДД. Поэтому роликов собралось достаточно. Но вот только административных дел оказалось минимум - с одной стороны, может быть, представители УДП тогдашнего состава отнеслись к нашим материалам несколько пассивно, а с другой, наши читатели не желали идти в суд в качестве свидетелей. И это главная причина, по которой акция не дала той отдачи, на которую был расчет. Вот и сейчас механизм будет работать четко, только если Генеральная прокуратура найдет способ рассматривать подобные заявления не только без оформления документов, но и без привлечения заявителя к судебным заседаниям. Иначе это так и останется красивым словом на бумаге. |